Как темная материя регулирует мощь взрыва сверхновых: ответ ученых

Электронный захват — тип бета-распада, который присутствует при вспышках сверхновых второго типа. При этом подчас вспыхивают «тусклые» сверхновые и рождаются «легкие» нейтронные звезды. Ученые подозревают, что без темной материи тут не обошлось.
Автор Hi-Tech Mail
Расширяющийся остаток SN 1987A,
Расширяющийся остаток SN 1987A, сверхновой типа II-P в Большом Магеллановом Облаке. Изображение НАСАИсточник: https://commons.wikimedia.org/

Сверхновые с электронным захватом (англ. Electron-capture supernovae, далее ECSN) — это вспышки сверхновых, которые происходят в звездах с начальной массой примерно в 8–10 раз больше массы Солнца. В таких звездах образуются кислородно-неоново-магниевые ядра, которые становятся нестабильными, когда электроны захватываются ядрами неона и магния в процессе бета-распада. В результате потери электронного давления происходит коллапс ядра, что приводит к взрыву сверхновой и образованию нейтронной звезды — чрезвычайно плотной сущности, состоящей в основном из нейтронов.

Сотрудники Национального института ядерной физики в Пизе и Пизанского университета недавно провели исследование, призванное пролить свет на то, как гипотетический тип темной материи, называемый асимметричной темной материей (АТМ), может влиять на коллапс ядер-предшественников сверхновых типа II и последующее формирование «подозрительно легких» нейтронных звезд.

В статье, опубликованной в Journal of High Energy Astrophysics, представлена первая самосогласованная модель звездной структуры, учитывающая возможный вклад антивещества в этот астрофизический процесс.

Луковые кольца
Похожие на луковые слои массивной, эволюционирующей звезды незадолго до коллапса ядра. (Не в масштабе.)Источник: https://commons.wikimedia.org/

В одной из предыдущих работ 2021 года авторы показали, что сверхновая SN2018zd стала первым убедительным доказательством ECSN — неизвестного типа звездного взрыва, о возможности которого в начале 1980-х годов писал японский астрофизик Кэнъити Номото.

Ученые из Пизы исследовали возможное влияние фермионной АТМ на структурные свойства нейтронных звезд.

По мнению авторов присутствие фермионной темной материи в вырожденном ядре из кислорода, неона и магния (16O, 20Ne, 24Mg) звезды-прародительницы может сильно повлиять на взрыв ECSN, особенно в отношении критического значения массы звездного ядра. При достижении определенного лимита может происходить неконтролируемый захват электронов ядрами 20Ne и 24Mg.

Это предполагает возможность образования нейтронных звезд с массой значительно ниже одной солнечной массы, то есть ниже самой малой из измеренных на сегодняшний день масс (M = 1,174 M) нейтронной звезды, связанной с пульсаром PSR J0453+1559.

Процесс в звездном ядре
Художественное представление звезды главной последовательности (слева) и ее ядра (справа), состоящего из кислорода (O), неона (Ne) и магния (Mg). Это конечное состояние звезд с массой около 8–10 масс Солнца, ядро которых поддерживается давлением электронов (e-). Когда ядро становится критически плотным, неон и магний начинают поглощать электроны (так называемые реакции электронного захвата), что снижает давление в ядре и приводит к взрыву сверхновой с электронным захватом. Автор: С. Уилкинсон; Обсерватория Лас-Камбрес (lco.global/news/a-new-type-of-supernova-illuminates-an-old-mystery/)Источник: https://phys.org/

Основной целью исследования ученых было изучение влияния темной материи на коллапс ядра-предшественника сверхновой, последующий взрыв и рождение нейтронной звезды. В своем анализе они рассматривали обычную материю и темную материю как две взаимопроникающих субстанции, которые взаимодействуют исключительно через гравитацию. Проще говоряб в одном месте сливаются две жидкости, которые не видят и не слышат друг друга, но ощущают взаимное притяжение.

Ученые смоделировали слияние двух условных жидкостей в рамках общей теории относительности, расширив стандартные уравнения структуры компактных звезд и описав равновесные конфигурации, в которых два жидких компонента сосуществуют в общем гравитационном поле.

В части обычной материи моделью послужили богатые неоном белые карлики (типичные прародители сверхновых с электронным захватом). Для темной материи было сделано предположение, что она ведет себя как холодный идеально вырожденный фермионный газ. Для моделирования барионной материи внутри нейтронной звезды авторы используем микроскопическое уравнение состояния с применением квантового мультичастичного подхода.

Авторы впоследствии численно решили уравнения звездной структуры, рассмотрев различные массы и доли частиц темной материи. Это позволило им сделать прогнозы о том, как присутствие темной материи изменит профиль плотности ядра белого карлика, прародителя ECSN и повлияет на пороговую массу, при которой произойдет коллапс.

Взаимодействие темной и барионной материи
На верхней панели показаны два момента: (1) неоновый белый карлик достигает пороговой массы, необходимой для запуска сверхновой с электронным захватом, при этом в его ядре находится темная материя (обозначена черным кругом), и (2) образовавшийся остаток нейтронной звезды. При этом переходе сохраняются как барионное число (NB), так и содержание темной материи (ND), вещество не добавляется и не теряется. Обратите внимание, что жидкость из обычной материи также заполняет область ядра из темной материи, поскольку эти две жидкости взаимодействуют исключительно посредством гравитации и поэтому могут сосуществовать и проникать друг в друга. (Размеры двух звезд не соответствуют масштабу). На нижней панели показаны начальная и конечная конфигурации звезд (символ в виде ромба на каждой кривой, соединенной пунктирной линией) при фиксированной и одинаковой доле темной материи (кривые одного цвета): на левом графике показана зависимость массы звезды от центральной плотности обычной материи, а на правом — зависимость массы от радиуса (распределения обычной материи). Авторы: Вишал Пармар, Доменико Скордино и Игнацио Бомбачи.Источник: https://phys.org/

Такой подход позволил ученым сопоставить белые карлики-прародители с их остатками в виде нейтронных звезд и количественно оценить, как темная материя может снижать энергию взрыва и приводить к образованию нейтронных звезд с необычно низкой массой.

Эта модель может быть полезна как для астрофизических исследований, посвященных вспышкам сверхновых с выбросом корональной массы, так и для будущих поисков темной материи.

Рассматривая обычную материю и темную материю как две жидкости, взаимодействующие только посредством гравитации, мы показали, что даже небольшое количество темной материи может сжать ядро белого карлика настолько, что оно разрушится при меньшей массе, чем считалось ранее, В более широком смысле исследование показывает, что звездные взрывы, которые традиционно изучались только с точки зрения ядерной физики и физики элементарных частиц, могут также служить естественными лабораториями для изучения свойств темной материи, открывая новое астрофизическое окно в одну из величайших загадок физики, .
Вишал Пармар
соавтор статьи.

Ученые также намерены изучить, как темная материя может оставлять наблюдаемые следы, например в виде необычно тусклых сверхновых или очень легких нейтронных звезд, и сравнить эти данные с текущими и будущими наблюдениями.

Новая гипотеза ученых предполагает, что аннигиляция темной материи повышает гамма-фон Млечного Пути. Подробности — в материале Hi-Tech Mail.