
Таяние вечной мерзлоты стимулирует интенсивное высвобождение углекислого газа из почвы и его выброс в атмосферу. Но этот процесс также запускает положительную углеродно-климатическую обратную связь, которая обусловлена изменением доступности фосфора (P) в почве.
Исследовательская группа под руководством профессора Ян Юаньхэ из Института ботаники Китайской академии наук сообщила, что резкое таяние вечной мерзлоты ускоряет круговорот фосфора в почве, что может повлиять на первичную продуктивность растений и связывание углерода в экосистемах с вечной мерзлотой. Говоря простыми словами, благодаря усиленному обороту фосфора зеленые растения активнее растут и усваивают больше CO2 в процессе фотосинтеза.

В новом исследовании, опубликованном в Nature Climate Change, ученые изучали, влияет ли резкое таяние вечной мерзлоты на процессы преобразования фосфора в почве и на поглощение фосфора растениями, а также каким образом. Они представили четкие доказательства того, что это ускоряет круговорот фосфора в почве.
С помощью крупномасштабного отбора проб на участках вечной мерзлоты Тибетского нагорья с последующим анализом содержания изотопов 31P и 33P в ходе ЯМР-спектроскопии и метагеномного секвенирования исследователи установили, что после таяния вечной мерзлоты скорость мобилизации фосфора в почве и его поглощение растениями увеличиваются. Увеличение общих показателей мобилизации фосфора связано с повышением количества функциональных генов, участвующих в круговороте фосфора.

Кроме того, усиление поглощения фосфора растениями совпадает с изменениями в морфологии корней, усилением корневых выделений и снижением конкуренции микроорганизмов с растениями.
Хотя оттаивание вечной мерзлоты обычно считается процессом, превращающим замороженные запасы углерода из стабильных поглотителей в потенциальные «углеродные бомбы», это исследование показывает, что тот же процесс ускоряет круговорот фосфора в экосистеме, тем самым повышая ее первичную продуктивность и связывание углерода.

Эти результаты дают важную информацию для точного прогнозирования судьбы углерода в вечной мерзлоте и для разработки стратегий по смягчению последствий его воздействия в регионах, чувствительных к изменению климата, прежде всего в Арктике.

