28 октября 2025 года с секретной базы ВВС США в Палмдейле в небо впервые поднялся X-59 Quiet SuperSonic Technology (QueSST) — уникальный бесшумный самолет NASA. Аппарат, разработанный подразделением Skunk Works компании Lockheed Martin, успешно выполнил испытательный полет и приземлился в Исследовательском центре NASA имени Армстронга.

Это первый самолет такого типа поднявшийся в воздух за прошедшие несколько десятилетий. В 1960-е годы казалось, что за сверхзвуковой авиацией — будущее, но мечта разбилась о суровую реальность. Всего 14 сверхзвуковых лайнеров (12 «Конкордов» и 2 Ту-144) когда-либо перевозили пассажиров. Главной причиной стала непосильная экономика и запреты на сверхзвуковые полеты над сушей из-за разрушительных звуковых ударов. При преодолении звукового барьера они создавали ударную волну громкостью до 140 децибел — как взрыв или выстрел из крупнокалиберного оружия. Такой грохот не просто пугал людей, но и мог повреждать здания.

X-59 решил эту проблему кардинально новой аэродинамикой. Его необычно длинный и острый нос, специальная форма фюзеляжа и крыльев разбивают единую ударную волну на несколько слабых волн. Вместо оглушительного «хлопка» на земле слышен лишь мягкий «стук» громкостью 60−80 дБ — не громче, чем захлопывающаяся дверь автомобиля.
Первый полет прошел на дозвуковой скорости — инженерам нужно было проверить базовые летные качества машины. В ближайшие месяцы X-59 начнет испытания на сверхзвуке. Самое интересное начнется, когда самолет полетит над населенными территориями — NASA планирует собрать отзывы людей о громкости полета.
По мнению экспертов, если общественность примет новый звук — откроется дорога к пересмотру запретов на сверхзвуковые полеты над сушей. А это, в свою очередь, может спровоцировать новую эру в авиации — когда перелет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес будет занимать не шесть часов, а всего три.

«Мы невероятно гордимся этим достижением. Проект X-59 показал, что невозможное — возможно, когда для решения сложнейших задач, объединяются лучшие умы отрасли, — заявил О. Джей Санчес, вице-президент Lockheed Martin Skunk Works.
Читайте также нашу статью о том, как американцы разработали новый бесшумный сверхзвуковой самолет S-512 Diplomat.

