
Шимпанзе способны взвешивать аргументы в пользу разных версий и менять свои суждения, пишет Science. Сообщается, что ученые сделали это открытие после экспериментов с приматами из заповедника в Уганде.
От животных прятали еду в одной из двух коробок, а затем давали разнообразные подсказки о том, в которой именно она находится. При этом сначала «намекали», что в одной, а после — что в другой. Подсказки разделялись на сильные и слабые. Например, в одном случае шимпанзе показывали что-то съедобное рядом с коробкой, а в другом из нее раздавался неясный звук.
Как выяснилось, новая информация заставляет приматов заново обдумать ситуацию и сделать выбор повторно, притом каждый раз они взвешивали силу доказательств в пользу той или иной версии. Если сначала они получали слабую подсказку насчет одной коробки, а потом более убедительную насчет другой, то почти всегда в итоге выбирали вторую. Если же аргументы им предоставляли в обратном порядке, то есть сначала более сильный, то шимпанзе чаще всего оставались при своем мнении и шли к первой коробке.
Исследователи использовали и еще один способ: ставили подопытного перед тремя коробками — одну с несомненными признаками наличия еды, вторую со слабыми намеками на это и третью без каких-либо подсказок. Затем первую коробку убрали, и животному нужно было выбрать между двумя оставшимися.
Оказалось, что шимпанзе держат в уме разные возможности и при изменении ситуации выбирают лучший вариант. Кроме того, они способны отличать новую информацию от повторения уже полученной — если в другой коробке раздавался уже ранее услышанный звук, это гораздо реже меняло их мнение.
Наконец, приматы пересматривали свою точку зрения после получения опровержения. В одном из экспериментов они сначала видели еду, а потом выяснялось, что она была не настоящей, а лишь нарисованной на картинке. После этого животные отказывались от ранее сделанного выбора.
Все это говорит об удивительной гибкости ума и способности мыслить рационально, подчеркнули ученые. По их словам, у шимпанзе она вполне соответствует уровню примерно четырехлетнего ребенка. Более того, приматы, по сути, продемонстрировали зачатки метапознания — умения контролировать собственные мыслительные процессы.

