
Эрик Швитцгебель, профессор философии из Калифорнийского университета в Риверсайде, объясняет: «Поскольку мы привыкли к цветным медиа, мы думаем, что сны должны быть чем-то вроде просмотра фильма или видео на YouTube. Эти вещи цветные, поэтому мы склонны предполагать, что и сны тоже».
Но так было не всегда. До 1960-х годов исследователи считали, что люди в основном видят черно-белые сны. Небольшое исследование 277 человек, опубликованное в 1942 году, показало, что 70,7% опрошенных студентов колледжа редко или никогда не видели цвета в своих снах. Спустя почти 60 лет Швитцгебель задал те же вопросы группе из 124 студентов — и результаты кардинально изменились. В новом опросе менее 20% студентов сообщили, что редко или никогда не видят цветные сны.
Исследователи обнаружили закономерность: люди, родившиеся до появления цветного телевидения и кино, гораздо чаще сообщают о монохромных снах, чем те, кто родился после. Это говорит о том, что способ интерпретации наших снов зависит от типов медиа, которые мы потребляем.
Но дело не только в развлечениях. Многие впечатления, которые мы получаем от наших ночных снов, связаны с тем, насколько точно мы их помним. «Сновидения определяются нами как субъективные переживания во время сна, и единственный способ добраться до них — если человек вспоминает их после пробуждения. Главная проблема в том, насколько хорошо вы умеете вспоминать», — говорит Михаэль Шредл, руководитель лаборатории сна в Центральном институте психического здоровья в Германии.

Как и во время бодрствования, мы можем легко забывать цвета объектов, если они соответствуют нашим ожиданиям. Например, желтый банан во сне, вероятно, не оставит неизгладимого впечатления — точно так же, как и в обычной жизни. «Вы не задумываетесь об этом, и это трудно запомнить», — отмечает Шредл. Но если во сне мы вдруг увидим неоново-розовый банан, он может произвести большее впечатление и стать запоминающимся объектом.
Швитцгебель идет еще дальше, утверждая, что сам по себе вопрос о цветных или черно-белых снах может быть изначально неверным. Когда мы представляем сцену, где цвета не важны, наш мысленный образ может быть не черно-белым и не цветным — он может быть просто размытым, «неопределенным». Возможно, сны вообще не выглядят как кинофильм. Когда мы вспоминаем сон, мы дорисовываем его так, как привыкли представлять визуальные образы — в цвете, если так устроено наше восприятие. И, если это так, возможно, это не сны стали цветными, а мы стали вспоминать их такими, какими хотим их видеть.
Ранее ученые выяснили, что фаза быстрого сна меняет наши воспоминания.

