
«Мы затрачиваем силы и средства, не адекватные конечному экономическому эффекту. Поэтому сейчас обсуждается предложение по введению пошлин, которые будут уплачивать покупатели», — заявил Александр Дуров. Данная инициатива еще должна пройти этап общественного обсуждения с участием Минэкономразвития, Минфина, Минкомсвязи и других заинтересованных сторон.
На данный момент пошлиной в размере 30% стоимости товаров (не менее 4 евро за 1 кг веса) облагаются лишь посылки с задекларированной стоимостью свыше 1000 долларов. А объем поставок из интернет-магазинов в денежном эквиваленте, только на Московской таможне, превышает 2,8 миллиарда евро в год. Таким образом, введение 10%-й пошлины с каждой посылки будет ежегодно приносить в федеральный бюджет до 28 миллионов евро.
Президент Ассоциации развития электронной коммерции Герман Клименко считает, что введение подобного сбора поможет существенно сократить срок доставки посылок: «Сейчас наша почта тратит уйму времени на то, чтобы выяснить, для внутреннего ли потребления был приобретен товар или в коммерческих целях. Заранее уплаченная пошлина сняла бы эту проблему. Другое дело, что если ее размер будет составлять 1%, никакого эффекта не будет. 10% хотя бы даст российским онлайн-магазинчикам возможности для конкуренции на этом рынке». По его мнению, ставку можно сделать намного больше: «По-хорошему, таможенная пошлина на зарубежные интернет-покупки должна быть не меньше 30%, но вряд ли у ФТС хватит мужества настаивать на такой цифре».

Ритейлеры, разумеется, также поддерживают эту инициативу. «Беспошлинный ввоз товаров зачастую используется для коммерческой перепродажи на территории России и уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей», — отмечает генеральный директор онлайн-ритейлера Enter Сергей Румянцев.
Как видим, введение данной пошлины будет выгодно всем — и таможне, и почте, и ритейлерам, и государству в целом. Однако есть тут и проигравший — рядовой покупатель, который не желает переплачивать у себя в стране за необходимый ему товар и смотрит в сторону популярных западных интернет-магазинов.