Согласно этим поправкам, российские операторы сотовой связи должны были с 1 декабря начать прием заявлений от абонентов на переход к ним с сохранением номера. Изначально предполагалось, что начать обслуживание таких абонентов участники рынка должны на 9-й день с момента обращения (для юр. лиц — на 30-й день со дня заключения договора), в случае, если клиент не согласится на более позднюю дату.
Тем не менее из-за задержки с принятием нормативной базы российские операторы начали полноценное тестирование переноса номеров только сейчас. Есть сведения, что у большинства участников рынка до сих пор не завершено тестирование взаимодействия с центральным звеном всей системы — базой данных перенесенных номеров (ее должен создать ЦНИИС (Центральный научно-исследовательский институт связи)). В связи с этим Правительство РФ приняло постановление, которое позволяет операторам, к которым хочет перейти абонент, устанавливать любую дату начала оказания услуг в новой сети, главное, чтобы она была не позднее 15 апреля 2014 года.
Поэтому ожидается, что в настоящее время абоненты российских операторов после переноса номера могут испытывать проблемы с входящими/исходящими вызовами, доставкой SMS и MMS-сообщений, доступом в интернет и роумингом.
Hi-Tech.Mail.Ru поинтересовался у участников рынка о готовности к переносу номеров.
Павел Ларин, руководитель по связям с общественностью столичного филиала «МегаФон», отметил, что к ним обратилось всего несколько десятков человек по всей России, которые хотели воспользоваться услугой переноса номера.
«Мы будем производить переключения с 9 января и позже. Сеть «МегаФон» полностью готова к MNP, мы провели все необходимые изменения на сети и можем как отдавать, так и принимать абонентов. Но в условиях MNP работоспособность услуг зависит от готовности всех операторов, то есть проблемы перешедшего к нам абонента будут, в первую очередь, с входящими звонками с других сетей, в большей степени это зависит от оператора-донора.
В связи с этим мы не исключаем возможность воспользоваться правом, которое нам предоставило постановление Правительства, и установить более поздний срок (чем 9 дней) для начала оказания услуг портируемым абонентам. Если это будет сделано, то исключительно в целях предоставления более качественных услуг».
Анна Айбашева, пресс-секретарь «ВымпелКом», дала нам следующий комментарий:
«"ВымпелКом" полностью готов к запуску услуги MNP с 1 декабря 2013 года. Оператор будет готов как принимать абонентов, так и отдавать номера в установленный срок. Однако мы рекомендуем воздержаться от смены оператора до середины января следующего года в связи с тем, что срок, отведенный законодательством, составлял менее одного года, в то время как в большинстве стран мира MNP внедряли не меньше чем за два-три года».
В связи с этим «ВымпелКом» предупреждает всех желающих воспользоваться услугой MNP о возможных проблемах в течение некоторого времени после процесса переноса номера, в том числе «с входящими соединениями с отдельных сетей связи, включая зарубежные, с входящими SMS и MMS сообщениями, направляемыми с отдельных сетей связи, включая зарубежные, а также с оплатой услуг через некоторых уполномоченных третьих лиц».
Как отмечается, причины указанных проблем лежат вне сети связи «Билайн» и вне контроля ОАО «ВымпелКом». «По нашим оценкам возможные технические ограничения удастся исключить не ранее середины января 2014 года, но только в случае, если все участники процесса реализуют весь комплекс мероприятий, необходимый для корректной работы услуги MNP», — заявила представитель «ВымпелКом».
Дмитрий Солодовников, руководитель направления по взаимодействию со СМИ департамента по связям с общественностью МТС, отметил, что оператор с 1 декабря полностью готов принимать и отдавать номера абонентов в рамках MNP, и что проведены все необходимые настройки оборудования.
Тем не менее и тут не обошлось без ремарок: «МТС важно оказать абоненту качественную услугу, которую в ситуации неотработанности системы в целом мы не можем гарантировать. И в связи с дефицитом времени для запуска услуги, а также с традиционными высокими нагрузками на сети операторов в новогодний период, сезоном зимних отпусков, высокой интенсивностью поездок абонентов сотовой связи за границу и по территории России, мы рекомендуем абонентам не пользоваться услугой по переносу номера до того момента, когда операторы смогут обеспечить качественные услуги для абонентов перенесенных номеров.
Из-за задержки с принятием нормативной базы все участники рынка вступают в активную фазу тестирования фактически только сейчас, и на первом этапе реализации услуги абоненты всех операторов, которые решили воспользоваться новой услугой, после переноса номера могут испытывать проблемы с корректностью прохождения звонков, доставки SMS и MMS-сообщений, услуг мобильного интернета, контент-сервисов, услуг роуминга. Абоненты могут столкнуться с невозможностью пополнить счет, невозможностью осуществления звонков с фиксированных сетей и сетей зарубежных операторов связи из-за отсутствия порядка регламентов взаимодействия с ними. Также непроработанным остался вопрос оповещения при внутрисетевых вызовах, поскольку до этого определяющим при звонке являлся префикс оператора связи.
МТС будет назначать минимально возможную дату переноса номера абонентов в свою сеть. Реальные сроки переноса будут зависеть от способности других участников рынка решить все вопросы с переносом номера».
Представители Tele2 не смогли оперативно прокомментировать нам свою готовность к вводу MNP.
Таким образом, реально услуга по переносу номера заработает не ранее середины следующего месяца, хотя операторы формально и готовы отпускать и принимать абонентов.
Напомним, что введение MNP является исключительно инициативой государства и не поддерживается операторами связи. И дело не только в их серьезных финансовых вложениях — как показывает практика, сервис не является востребованным среди абонентов.
Hi-Tech.Mail.Ru обратился за комментарием к представителю одного из сотовых операторов Белоруссии, где переносимость номеров работает уже полтора года. По его словам, сервис мало востребован: «За полтора года MNP у нас воспользовалось всего около 10 000 человек (при нескольких миллионах абонентов, прим. авт.). Основными причинами являются двухэтапное обращение — к оператору-донору и реципиенту, 3-дневный период нахождения без связи (такой срок установлен в Белоруссии, прим. авт.) и эффект сети».