Наибольший вес снова имеют компактные фотоаппараты — по итогам 10 месяцев 2013 года их доля рынка в штуках составила 74%. Однако они быстро теряют и долю, и объем продаж. Всего в России стало продаваться на четверть меньше таких фотоаппаратов и в натуральном выражении, и в деньгах. За 10 месяцев 2013 г. было реализовано около 2,4 млн компактных фотокамер на сумму 12,6 млрд рублей. Средняя стоимость компактных камер осталась на уровне прошлого года, составив 5 160 рублей.
Причина значительного падения — в постоянном совершенствовании камер смартфонов и снижении цены на эти девайсы. Все А-бренды уделяют огромное внимание совершенствованию фотографических функций в своих смартфонах. Также все более существенную роль на рынке телефонов с расширенными функциями фотосъемки занимают смартфоны B-брендов: Huawei, Explay, ZTE, Oppo и другие.
Являясь серьезным конкурентом компактных фотокамер, смартфоны также вытесняют с рынка и относительно новую категорию — системные или беззеркальные устройства. За год доля таких гаджетов в структуре продаж фотоаппаратов не увеличилась, составив порядка 3%. За 10 месяцев 2013 года продано всего порядка 94 тыс. таких камер на сумму 1,2 млрд рублей. Рынок не вырос в натуральном выражении, а в денежном снизился на 13% за счет уменьшения среднего чека. В начале 2013 г. данная категория считалась более перспективной с точки зрения популярности. Тем не менее, судя по результатам продаж за 10 месяцев 2013 года, она остается нишевой.
Рост продаж существующих видов беззеркальных камер, средняя стоимость которых сегодня составляет 12,6 тыс. рублей, ограничивается развитием камерофонов, как нового вида смартфонов. В этом ценовом сегменте можно выбрать один из 5—7 камерофонов, и их стоимость будет снижаться и в дальнейшем. Опять же, стоит учитывать, что смартфон объединяет в себе функции нескольких устройств, что повышает его привлекательность с точки зрения соотношения цены и функциональности.
В то же время стагнация в продажах беззеркальных камер в 2013 году может быть вызвана относительным однообразием моделей, представленных на рынке. В 2014 году в России появятся новые системные фотокамеры, в частности «флагманской» ценовой категории, которые по качеству фотографий будут сравнимы со снимками, сделанными на «зеркальные» устройства.
DSLR-камеры, или зеркальные фотоаппараты — единственная категория фототехники, продемонстрировавшая рост. По данным «Связного», за 10 месяцев продано 755 тыс. таких устройств на сумму 20,1 млрд рублей. Рост в натуральном выражении составил 8,6%, однако в денежном выражении рынок немного сократился (-7%).
Такая динамика обусловлена снижением средней стоимости «зеркалок» почти на 5 тыс. рублей (на 15%) до 26,67 тыс. рублей. Рост рынка в натуральном выражении обусловлен тем, что в стране постоянно увеличивается количество людей, увлекающихся фотографией, которым уже недостаточно мощности обычного фотоаппарата или камеры смартфона. Кроме того, зеркальный фотоаппарат уже не является устройством исключительно для профессионалов.
«Появление в 2014 году на рынке новых видов беззеркальных камер и дальнейшее развитие камерофонов приведет к изменению структуры рынка, — отмечает коммерческий директор группы «Связной» Юрий Лабис. — Безусловно, смартфоны будут и дальше вытеснять с рынка компактные камеры. В то же время на рынке появится гораздо больше разновидностей беззеркальных устройств в разных ценовых сегментах и с разными техническими возможностями. Поэтому беззеркальные камеры смогут заменить DSLR-устройства для какой-то части пользователей — преимущественно это будут требовательные любители качественной съемки. Зеркальные фотокамеры сохранят свои позиции на рынке».
Данные другого российского ритейлера — «Евросети» — немного отличаются, но в целом подтверждают существующую тенденцию.
Вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин комментирует российский рынок цифровых фотоаппаратов:
«Рынок цифровых фотоаппаратов падает: за 10 месяцев 2013 года было продано 3,2 млн штук фотоаппаратов стоимостью 27 млрд рублей, за аналогичный период прошлого года — 4,1 млн.штук фотоаппаратов за 33 млрд рублей. Продажи снизились в количественном выражении на 22%, в денежном — на 18%. При этом средняя цена выросла с 8100 руб. до 8500 руб.
Заметное падение доли компактных фотоаппаратов с 81% до 74% в натуральном и с 51% до 45% в денежном выражении обусловлено переходом пользователей на смартфоны. Смартфоны предлагают качество снимков, сопоставимое с компактами начального уровня, при более высоком комфорте использования. Смартфон избавляет пользователя от одновременного ношения двух устройств. За анализируемый период продажи смартфонов на российском рынке выросли на 52% в натуральном выражении и на 38% в денежном. Средняя цена снизилась с 10 500 рублей до 9600 рублей, то есть на 9%.
Если клиент решил приобрести фотоаппарат, то он чаще всего выбирает среди профессиональных устройств. Речь идет о компактах высшего класса либо фотоаппаратах со сменной оптикой — зеркальных и системных. Доля зеркальных фотоаппаратов выросла с 17% до 23% в натуральном выражении и с 45% до 51% в денежном, доля системных — с 2% до 3% в натуральном выражении и осталась на уровне 4% в денежном».
Hi-Tech.Mail.Ru получил комментарий руководителя сети FOTO.RU Виктора Карасева:
«Поскольку FOTO.RU делает акцент на продаже профессиональной техники, то можем подтвердить, что здесь сохраняется статус-кво. Компактные камеры из своего ассортимента мы выводим. FOTO.RU может констатировать рост продаж зеркалок, но этот рост скорее является коррекцией, связанной с восстановлением оборота. Статистика по беззеркалкам в этом году осталась без изменений».
Ситуацию прокомментировал эксперт Hi-Tech.Mail.Ru Александр Бабулин:
«Тенденция к вытеснению компактных камер с рынка смартфонами, способными делать неплохие фотографии, замечена довольно давно. При небольшой разнице в качестве потребитель выбирает одно универсальное устройство вместо нескольких. Производители фототехники уже давно среагировали на это, пытаясь минимизировать убытки за счет наращивания средней цены камеры, создания новых, более дорогих сегментов — что мы и видим в отчетах. При этом позиции Canon и Nikon, изначально ориентированных на продажу относительно дорогих зеркальных камер, как мы видим, не становятся более слабыми — они сохраняют статус-кво в абсолютных значениях и даже наращивают свою долю относительно других сегментов. Но рынок зеркальных фотокамер уже перенасыщен — в ближайшее время можно ожидать его спада с постепенным ростом рынка беззеркальных камер со сменной оптикой.
В любом случае, делать глобальные выводы по 10-месячным отчетам, не включающим в себя информацию по самым «горячим» предновогодним месяцам в плане продаж, преждевременно. Нужно смотреть на общегодовую картину».