В 2013-м 75% выручки мобильного магазина Apple поступило от игр, 70% — от фримиум-игр. В 2012-м игры заработали в App Store менее 60% всех денег, фримиум-игры — чуть более 50%. В сторону бесплатности движутся и неигровые приложения; правда, это дрейф, а не дрифт.
App Annie и IDC отмечают, что многие производители серийных приложений меняют схему оплаты: например, игры FIFA 13 и Real Racing 2 от Electronic Arts — т. н. paidmium («пейдмиум»; платные приложения с микротранзакциями), а FIFA 14 и Real Racing 3 — уже чистый фримиум. (EA, по данным исследователей, на пейдмиуме заработала хорошо, а на фримиуме — отлично.) В целом выручка от фримиума выросла за год на 211%, от пейдмиума — снизилась на 29%, от платных игр — на 23%.
Фримиум-приложения доминируют в топ-1000 Google Play и App Store и по количеству, и по доходам.
Рост выручки Google Play и App Store произошел одновременно со значительным ростом мирового парка iOS-и Android-устройств: с 1,05 млрд в 2012-м до 1,8 млрд в 2013-м. Средняя выручка с одного устройства при этом выросла всего на 10%. (Надо полагать, любители Clash of Clans играют на своих первых смартфонах.)
Увеличение доходов обеспечивает могучая кучка т. н. «китов» (щедрых донатеров). Вот данные по доле пользователей, делающих покупки в приложениях хотя бы раз в месяц. (По оси X — процент приложений.)
Отчет App Annie и IDC интересен прогностическими моментами. Причем не столько утверждением, что к 2017 году выручка сторов и доходы от рекламы в приложениях дорастут до 50% от объема доходов от веб-рекламы (в 2013-м был показан результат в 10%). Собранные данные позволяют судить, в какую сторону будут развиваться мобильные приложения. Точнее, в сторону какого типа бесплатности. Производители сообщили, что самые выгодные способы заработать на приложении — это продажа дополнительных возможностей (дополнительного контента и услуг; в играх — ускорителей опыта) и реклама внутри приложения. От этих двух схем очень сильно отстают ограничение пользователей в возможностях (с платой за снятие этих ограничений) и распространение пробных версий. То есть типичное новое приложение ближайшего будущего будет бесплатным, с отключаемой за деньги рекламой и минимальной функциональностью, которую вы будете расширять за деньги (вероятно, по одной функции).
Очень любопытны данные по относительному весу стран в десятке рынков, главных для Google Play и App Store (Россия, Бразилия, Британия, Германия, Индия, Канада, США, Франция, Южная Корея и Япония). Мы ставим родину на первое место при перечислении, но что касается доходов, то... вы все видите сами. (App Annie и IDC на всякий случай отдельно отмечают японские и корейские преимущества «из-за исторического преимущества в области мобильных технологий и сервисов».)
Читайте о мобильных приложениях в нашем разделе APPS. Новые материалы — каждый день.