Планшетофоны — смартфоны с диагональю экрана более 5 дюймов — одна из самых быстрорастущих разновидностей «умных» телефонов в России. Эти устройства также называют фаблетами (phablets) или суперсмартфонами (supersmartphones).
С момента появления на российском рынке сегмент планшетофонов показывал высокую динамику развития. По итогам 2013 года продажи данной категории «умных» телефонов увеличились на 493% в штуках и на 294% в деньгах. Трехзначные темпы роста сохранились также и в первом квартале 2014 года. Всего за три месяца 2014 года в России продано 438 тыс. планшетофонов на сумму 5,93 млрд рублей. Рост по сравнению с первым кварталом прошлого года составил 337% в натуральном выражении и 183% — в денежном обороте. Темпы роста продаж фаблетов несколько снизились, оставшись, впрочем, трехзначными.
Положительную динамику развития рынка стимулирует растущий ассортимент данного сегмента смартфонов. По итогам первого квартала прошлого года в России было представлено 27 моделей планшетофонов, по итогам 3-го квартала 2013 года их количество достигло 50, а на конец первого квартала 2014 года в России продается уже почти 200 моделей «суперсмартфонов». Таким образом, за год ассортимент подобных устройств увеличился примерно в 7 раз.
По итогам первых трех месяцев 2014 года сегмент фаблетов в общих продажах смартфонов занял 9% рынка в штуках и 13% — в деньгах. Таким образом, доля планшетофонов выросла в 3 раза в штучном выражении и более чем в 2 раза в деньгах по сравнению с 1-м кварталом 2013 года.
Традиционно признанным лидером продаж данной разновидности смартфонов являлась компания Samsung, которая первой представила новый вид устройств в России в ноябре 2011 года. Долгое время Samsung оставался фактически единственным игроком в этой категории «умных» телефонов в стране. В 2013 году на российский рынок начали активно выходить и другие компании, в том числе и B-бренды. По итогам 3-го квартала прошлого года в TOP-3 по продажам планшетофонов входили Samsung, Sony и Explay, которые совокупно занимали почти 70% рынка в сегменте «суперсмартфонов». В 1-м квартале 2014 года Samsung и Sony остались на лидирующих позициях. Еще одним A-брендом, который вошел в первую пятерку (впервые), стал LG. Наиболее заметную роль на рынке планшетофонов среди В-брендов играют Lenovo, Explay и Highscreen. Всего на B-бренды совокупно приходится уже более 40% всего рынка планшетофонов.
Влияние B-брендов существенно изменило структуру продаж в рамках различных ценовых сегментов «умных» телефонов. Например, в 2012 году, когда планшетофоны только начинали завоевывать популярность, выбора таких устройств в ценовых сегментах менее 25 тыс. рублей почти не существовало.
В 2013 году, в связи с увеличением количества моделей на рынке, в том числе от B-брендов, покупатели все чаще приобретали планшетофоны стоимостью 15—25 тыс. рублей (ценовой сегмент «выше среднего») и фаблеты за 10—15 тыс. рублей (средний ценовой сегмент). С середины 2013 года значительно выросла доля планшетофонов в общих продажах смартфонов стоимостью 10—15 тыс. рублей. По итогам продаж в июле прошлого года доля планшетофонов в среднем ценовом сегменте составляла около 8%. В феврале 2014 года уже порядка 30% реализованных в стране смартфонов в данной ценовой категории имели диагональ экрана более 5 дюймов.
Внимание к такому виду устройств обусловлено тем, что сегодня потребитель «умного» телефона ждет от своего устройства больше принципиально новых функций, чем раньше. Фаблеты сочетают в себе свойства смартфона, планшета, электронной книги — это и привлекает многих пользователей.
Дальнейшему росту спроса и повышению конкурентоспособности данного типа «умных» телефонов будет способствовать выход на рынок новых моделей устройств не только в ценовых сегментах 10—15 тыс. рублей и 15—25 тыс. рублей, но и, возможно, в ценовой категории менее 10 тыс. рублей.