По итогам первого полугодия 2015 года сегмент онлайн-продаж техники впервые сократился на 2,4%, до 72,9 миллиардов рублей (в первом полугодии 2014 года он составил 74,7 миллиардов рублей), сообщает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и исследовательская компания GfK. Тренд сменился из-за тяжелой макроэкономической ситуации, вызвавшей рост цен и снижение покупательской способности, считают эксперты.
Спад наблюдается почти во всех товарных категориях, составляющих 80% рынка БТиЭ. Единственным сегментом, продажи которого выросли в онлайне, являются смартфоны и мобильные телефоны — тут рост составляет 23,6%, но это только пятая часть всего рынка. Больше всего пострадали продажи фотоаппаратуры — падение составило 31,9%. Продажи потребительской электроники снизились на 15,7%, на 5,2% — компьютеров и ноутбуков, а крупная и мелкая бытовая техника опустилась на 0,8% каждая.
«В первом полугодии объем продаж через интернет БТиЭ снизился ввиду тяжелой макроэкономической ситуации, вызвавшей рост цен и снижение покупательской способности»,— сообщил исполнительный директор АКИТ Артем Соколов «Коммерсанту». Продажи онлайн-магазинов и традиционных ритейлеров БТиЭ по итогам полугодия просели на 15,6%, до 653 миллиардов рублей, подчеркивает АКИТ (включает 16 ритейлеров, в том числе крупнейших игроков рынка).
В сети «М.Видео» продажи через интернет-магазин по итогам полугодия выросли на 29%, говорится в отчетности компании. О росте интернет-продаж сообщали также «Эльдорадо» и «Связной», рассказывает сооснователь Data Insight Федор Вирин, несогласный с результатами исследования: «Если крупные игроки растут, с чего должен падать весь рынок?». Эксперт заверяет, что онлайн-продажи выросли, хотя темпы роста рынок все-таки сбавил: «За прошлый год было 17% роста в штуках, а в этом году — 4-7%. То есть замедление больше чем в два раза, но в рублях — рост, похожий на прошлый год».
Федор Вирин уверен, что рынок в деньгах вырастет, причем рост этот будет двузначным, но он будет на уровне инфляции. По всей видимости, результатов прошлого года, когда интернет-торговля в России выросла на 31%, этому рынку в 2015 году достичь будет сложно.
Ранее ритейлеры отмечали, что россияне стали чаще совершать покупки с мобильных устройств, причем наибольший рост пришелся на конец 2014 года. Согласно еще исследованию, интернет-покупки значительно повлияли на то, как потребители покупают товары и в обычных магазинах — они переносят привычки из интернета в реальную жизнь. Но сейчас, похоже, россиянам не до покупок. Впрочем, это неудивительно, если учесть, насколько высокими стали цены за последнее время.