Из больницы – на завод
Инженеры GE Aviation, подразделения General Electrics, намерены использовать компьютерную томографию параллельно с инфракрасной дефектоскопией. Таким образом они предполагают повысить точность и скорость обнаружения дефектов в деталях из керамических матричных композитов.
Суть компьютерной томографии
Работа томографа основана на измерении разности ослабления рентгеновского излучения. У различных материалов, веществ и живых тканей показатели ослабления отличаются, поэтому если в детали есть полость, вкрапления сторонних материалов и другие дефекты, томограф позволит это обнаружить.
Именно здесь чаще всего имеются дефекты, которые могут привести к поломке двигателя.
Что такое инфракрасная дефектоскопия
Технология, которая уже применяется для анализа металлических деталей, будет использована и для композитных элементов. Детали сильно нагревают, а затем изучают распределение тепла в них с помощью тепловизора.
Специалисты GE Aviation намерены сначала использовать инфракрасную дефектоскопию для исследования внутренней футеровки камеры сгорания, а затем – и других элементов двигателя.
Достижения и перспективы
Пока инженеры исследуют детали с помощью небольшого лабораторного томографа. Если они докажут, что эффективность дефектоскопии существенно повысится, то перейдут на томографы большего масштаба.
Компания планирует использовать компьютерную томографию при сборке двигателей GE9X, а также для исследования деталей моторов. До конца 2016 года новый инструмент будет запущен в полуавтоматическом режиме: томограф будет сканировать объект и подсвечивать подозрительные зоны, при этом конечное решение о выбраковке останется за оператором. Позднее специалисты компании усовершенствуют программное обеспечение, чтобы полностью автоматизировать процесс.