Геймер? Нет, пилот
Четыре многофункциональных жидкокристаллических дисплея и приборная панель с сайдстиком и трекболом – именно так выглядит кабина вертолета. Разработчики отмечают, что полностью отказались от аналоговых устройств, заменив их более точными цифровыми, которые, к примеру, не допустят сваливания в штопор.
Генеральный директор Раменского приборостроительного бюро Даниил Бренерман подчеркнул, что если трекболы устанавливаются в нескольких моделях производства итальянской компании AgustaWestland, то джойстики ещё не используются ни в одной стране мира. Кстати, в России по лицензии будут производиться вертолеты AgustaWestland AW189.
Трекбол. Фото: Trevor / Flickr / CC BY-ND 2.0
Ограничения
Стендовые испытания пройдены, впереди – летные проверки, которые планируют выполнить до конца года. Однако сайдстики можно устанавливать только в те вертолеты, которые оборудованы электродистанционной системой управления Fly-by-wire.
В такой системе команды по проводам передаются от органов управления в компьютер, там анализируются и только после этого отправляются к исполнительным системам. Решение снимает с пилота часть обязанностей, за их выполнение отвечает компьютер.
Кто получит джойстик
Электродистанционная система управления была сертифицирована в августе 2013 года для гражданской версии легкого многоцелевого вертолета «Ансат». Однако в настоящее время машины выпускаются с механической системой управления.
Ми-38. Фото: Public Domain
По словам разработчиков, поставки серийных управления с трекболами и джойстиками производителям вертолетов должны стартовать уже в 2017 году, и одним из первых новые органы управления может получить многоцелевой Ми-38.