Во многих странах мира зависимость от мобильных устройств уже признали психическим заболеванием, которое пробуют лечить. Смартфоны могут не только навредить здоровью, но и стать реальной угрозой жизни.
По данным «Гильдии автошкол России» за 2016 год более 25 миллионов автомобилистов нашей страны используют различные гаджеты во время управления автомобилем.
Доля водителей, пользующихся во время движения мобильной связью, увеличилась за последние пять-десять лет с 1% до 15%. Эти данные только по статистике ДТП, а истинное число любителей мобильно пообщаться, пока избежавших неприятных последствий, намного больше.
Опрос среди выпускников автошкол показал: 70% женщин хоть раз использовали экстренное торможение при разговоре по мобильному телефону, мужчины использовали экстренное торможение и создавали аварийную ситуацию в 55% случаев разговора по мобильному телефону
Hi-Tech Mail.ru поговорил с Главой «Гильдии автошкол России» России Сергеем Лобаревым, чтобы выяснить масштабы проблемы и уточнить возможные варианты ее решения.
- Неужели проблема настолько велика? Рискует ли человек за рулем, если он пользуется мобильными устройствами, например, двигаясь в «пробке», ведь движения, по сути нет?
- Да, рискует. Доказано, что звонок по телефону снижает реакцию водителя на необходимость торможения, на дорожные знаки, сигналы светофора, на его навык по выполнению маневров, выбор дистанции, способность правильно воспринимать дорожную ситуацию.
Любое отвлечение внимания водителя является важным фактором риска. Разговор, чтение или отсылка SMS, интернет в телефоне, настройка мультимедийной системы или навигатор. Однако озабоченность автоэкспертов «Гильдии автошкол» сейчас вызывают разговоры по мобильным телефонам.
- Есть ли какие-то образовательные программы, направленные на профилактику использования гаджетов за рулем?
- В автошколах на занятиях по теории, мы обосновываем опасность использования гаджетов во время движения и объясняем слушателям, что это часто является причиной ДТП. Мы сожалеем, что по учебной программе мы вынуждены заниматься вождением на площадке между конусов, целесообразней в программу ввести занятия по отработке навыков концентрации внимания во время движения и контроля приборов управления при необходимости использования гаджетов.
- Какие на ваш взгляд меры нужно предпринять, чтобы снизить количество водителей, пользующихся мобильными устройствами за рулем?
- На данный момент автоэксперты со своей стороны предлагают несколько путей решения проблемы: ужесточить наказания за пользование мобильным телефоном до 5000 рублей (на данный момент штраф составляет 1500 руб, КоАП РФ, Статья 12.36.1); введение полного запрета пользования телефоном (разговоры без устройства hands free, SMS, интернет, электронная почта) во время движения; внедрение фото-видеофиксации нарушения.
«Как у других»
Принимая во внимание результаты всех проведенных ранее исследований, 61 страна мира запретила пользоваться мобильным телефоном за рулем без специальной гарнитуры hands free. Ниже мы привели пример наказаний за использования мобильных устройств за рулем в некоторых странах мира:
«Хорошие гаджеты»
Со своей стороны Hi-Tech mail.ru напоминает, что давно изобретены технические решения, которые направлены на безопасность водителя.
Например устройство «Антисон», которое крепится за ухом водителя и не позволяет ему заснуть. Реагируя на наклон головы, устройство издает звуковой и/или вибро -сигнал.
Есть более современные аналоги в виде смарт-браслетов с этой же функцией. Браслеты снимают параметры состояния водителя, анализируют их, имеют различные функции реагирования вплоть до внедрения в управление автомобилем (включение аварийной сигнализации и др).
К безопасным и полезным для автомобилистов гаджетам также можно отнести: парктроник, камеры заднего вида, приборы ночного видения.