Вице-премьер Дмитрий Рогозин выложил у себя в «Твиттере» отчетное видео о полете авиалайнера:
Разработка самолета
МС-21 — это ближне- и среднемагистральный реактивный пассажирский самолет, рассчитанный на полеты на расстояние порядка 6000 км. Лайнер должен прийти на смену бортам типа Ту-154 и Ту-204/214, а также самолетам зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и пр. Максимальная взлетная масса аппарата составляет 79 250 кг, максимальная коммерческая нагрузка — 22 600 кг. Длина самолета составляет 42,2 м, высота — 11,5 м, размах крыла — 35,9 м.
Сборка опытного экземпляра МС-21-300 была завершена 6 июня 2016 года, а первая выкатка из цеха состоялась 8 июня 2016 года. Разработка аппарата велась ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» и корпорацией «Иркут», входящими в состав ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация ОАК» на базе нереализованного проекта Як-242, так что серийные машины проекта МС-21 должны были называться Як-242.
Технические характеристики
Аппарат разрабатывается в двух вариантах корпуса: базовый МС-21-300 на 163-211 мест и укороченный вариант — МС-21-200 на 132-165 мест. Последний будет готов приблизительно в 2019-2020 годах. Кроме того, лайнеры будут производиться в версиях с разной дальностью: с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км). Кроме того, в перспективе планируются и дальнемагистральные версии, способные летать на расстояния до 7000 км.
Предыдущий амбициозный российский проект SSJ-100 совершил свой первый полет в 2008 г., эксплуатируется с 2011-го. От него МС-21 отличается увеличенной дальностью полета и большим количеством посадочных мест, разница почти в 2 раза: 108 против 211 кресел.
Кроме того, будет существенно повышена комфортность пассажиров, даже в сравнении с западными аналогами — диаметр фюзеляжа лайнера составил 4,06. Ширина пассажирского кресла составит 18 дюймов (у А330 — 17), а проход между креслами — до 22,5. Это, по мнению разработчиков, сможет сократить время посадки и высадки пассажиров примерно на 30%.
К сожалению, на данном этапе МС-21 будут оборудованы импортным двигателем Pratt & Whitney (PW1400G), в дальнейшем же двигатель будет заменен на отечественный ПД-14 с тягой 9-18 тонн. Более мощные модификации этого двигателя на базе газогенератора, но с редукторным вентилятором (ПД-18Р) будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Вариант двигателя меньшей мощности ПД-10 — на самолетах SSJ-100.
Конструкция авиалайнера на 40% состоит из композиционных материалов: углепластика для увеличения размаха крыла, а также композитов в хвостовом оперении воздушного судна. Эти решения помогут увеличить почти на 600 м практический потолок лайнера по сравнению с самыми новыми аналогами фирм Airbus и Boeing. При этом наличие экспериментальных материалов в конструкции существенно увеличило время испытаний аппарата. Кстати, большая часть тестов пройдет на базе летно-испытательного и доводочного комплекса «ОКБ им. А. С. Яковлева» в Жуковском.
Перспективы
Первые поставки лайнера запланированы на конец 2018 года. «Аэрофлот» должен получить первый самолет в компоновке на 175 кресел в 4-м квартале 2018 года. К 2037 г. планируется поставить 1000 МС-21. Сейчас, по данным корпорации «Иркут», заказано 312 машин, включая твердые авансированные заказы на 175 самолетов.
Газета «Ведомости» сообщила, что одним из крупнейших заказчиков самолета станет авиакомпания Red Wings, в парке которой МС-21 постепенно заменят Airbus и Ту. Сейчас в парке Red Wings семь самолетов Ту-204 и Ту-214. Однако пока не известно ни об одном твердом контракте на поставку МС-21 за рубеж. Каталожная стоимость МС-21 — от 85 млн долларов.
По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, МС-21 — «наиболее совершенный продукт в мире среди своих аналогов — узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов», он превосходит своих конкурентов «благодаря разработанному российскими конструкторами уникальному крылу». Кроме того, новый самолет, по словам министра, позволит довольно существенно снизить расходы — до 12-15% по сравнению с аналогами.