Американские ученые провели комплексное исследование поведения 144 детей в возрасте от 14 до 24 месяцев. Двум группам малышей вручили роботов с дистанционным управлением. В первой группе исследователи, объяснив детям принцип работы игрушки, пристально следили за тем, как они играют с роботом. Во второй группе после инструктажа взрослые демонстративно отворачивались и делали вид, что читают газету.
Результаты наблюдений показали, что дети из первой группы вели себя гораздо более сдержанно и аккуратно в обращении с пультом, и позволяли себе проявлять меньше эмоций, нежели малыши из второй группы.
Уже к двум годам дети не просто понимают, что другие люди их оценивают, но и меняют свое поведение с целью получения одобрения.
Аналогичные результаты показал аналогичный эксперимент с роботом и двумя пультами. В нем исследователи показывали детям два дистанционных пульта: держа в руках первый, они улыбались и говорили что-то одобрительное, вроде «Вау, прекрасно!». А взяв в руки второй, ученые хмурились и выражали неодобрение. В этом случае дети, за игрой которых открыто наблюдали, чаще использовали только «хороший» пульт, нежели дети, за которыми следили скрытно.
«Мы обнаружили, что уже к двум годам дети не просто понимают, что другие люди их оценивают, но и меняют свое поведение с целью получения одобрения», — говорит Сара Валенсия Ботто, ведущий автор исследования. Предыдущие исследования показывали, что подобное поведение присуще детям только начиная с четырех лет.
Это тоже интересно: