Клиенты банка «ФК Открытие» начали жаловаться на сбор биометрических данных в обязательном порядке. Так, один из клиентов пожаловался на портале «Банки.ру», что в банке невозможно открыть дебетовую карту без фотографирования, а другой клиент не смог открыть по этой же причине вклад. Похожая ситуация существует и в Почта-банке, только с тем различием, что клиент, отказавшийся сдать биометрию, может рассчитывать на лимитированный набор услуг.
Официальный представитель «ФК Открытие», комментируя жалобы, подтвердил, что банк действительно в обязательном порядке фотографирует вкладчиков.
В банке пояснили «Ъ», что преследуют две цели. «Во-первых, согласно требованиям законодательства в рамках 115-ФЗ (закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.— “Ъ”), банки обязаны идентифицировать своих клиентов, при этом выбор необходимых для этого сведений и документов остается на усмотрение самих кредитных организаций, — считают в “ФК Открытие”.— Таким образом, фотографирование клиентов необходимо для соблюдения регуляторных требований в части идентификации клиентов». Во-вторых, «наличие базы фотоснимков позволяет снизить риски мошеннических операций», — добавили в банке.
В Почта-банке заявили, что собирают биометрию сугубо для защиты клиентов от мошеннических действий. «Всем клиентам мы поясняем, с какой целью мы их фотографируем и как будет использоваться фото», — заявили в банке.
При этом в Почта-банке считают, что действуют в соответствии с Гражданским кодексом, согласно которому при заключении договора банковского счета клиенту открывается счет на условиях, согласованных сторонами. «Договором на открытие банковского счета предусмотрена процедура аутентификации клиента по фотографии, — заявили в кредитной организации.— Таким образом, принимая оферту банка о заключении договора банковского счета, клиент соглашается и на фотографирование».
Законодательство требует согласия субъекта данных на их сбор и обработку, таким образом, клиент банка может отказаться от предоставления биометрии, что является его законным правом, поясняет партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
«Это не отменяет того факта, что банк может в этом случае отказать в заключении договора, поскольку действительно имеет право самостоятельно определять сведения или документы, необходимые для идентификации клиента, — считает господин Горбунов.— Принцип свободы заключения договора предполагает, что ни одна из сторон не может принуждать другую к его заключению, так что если клиент не хочет предоставлять свою фотографию, а банк не согласен заключать договор в отсутствие обязательных к предоставлению данных, то они могут просто этот договор не заключать».
Договор банковского счета или вклада является публичным, в отличие, например, от кредитного договора (банки часто фотографируют заемщиков), поясняет юрист компании FMG Group Данил Пашуткин. «Банк не может отказать в открытии вклада гражданину с паспортом, при этом, может не давать ему же кредит, если гражданин не соответствует критериям, которые устанавливает сам банк», — считает он.
Юрист считает, что написанное в договоре условие о биометрии для публичных договоров незаконно, пока это не будет явно предусмотрено законом. При этом, по его мнению, человеку, не сдавшему биометрию, банк может отказать в определенных видах услуг, но только связанных с удаленным обслуживанием.
В Росфинмониторинге на вопрос «Ъ», является ли трактовка банками 115-ФЗ корректной или нет, заявили, что этот закон дает клиентам право на сдачу биометрических данных, но не вменяет им это в обязанность. В ЦБ заявили, что 115-ФЗ накладывает обязанность на банки размещать сведения о клиенте в единой системе идентификации и аутентификации и единой информационной системе персональных данных, но лишь с согласия клиента.
При этом регулятор не ответил на вопрос, правомерен ли отказ в обслуживании клиента, не сдавшего биометрию.
Виталий Солдатских
Читайте также: «Сбербанк» стал настойчивее продвигать использование биометрии