Институт развития интернета (ИРИ) сгруппировал распространенные сервисы по 12 категориям и пришел к выводу, что в 9 из них программы иностранных разработчиков имеют полноценные российские альтернативы. Так эксперты оценили готовность рынка к предложению властей о предустановке отечественных разработок на мобильные устройства, продаваемые в стране.
Приложения разделили по следующим направлениям:
- Браузер/поиск
- Электронная почта
- Облачные хранилища
- Карты
- Социальные сети
- Музыка
- Офисные программы
- Антивирусы
- Цифровое ТВ
- Видеохостинги
- Платежные сервисы
- Мессенджеры
Взяв за основу эти категории, в ИРИ сделали следующий график. С полной таблицей, в которой указаны названия программ можно ознакомиться в таблице по ссылке.
«В сравнении с иностранными аналогами они [отечественные сервисы] выигрывают за счет оптимизации и объема дополнительных настроек. А услуги российской геолокации объективно точнее».
Петров отметил, что по ряду категорий отечественные сервисы мало востребованы среди российских пользователей. Это видеохостинги, платежные системы и мессенджеры.
При этом речь идет не только о стандартных приложениях Google и Apple, которые по умолчанию установлены на Android- и iOS-устройства. Многие из названных ИРИ сервисов не предустанавливают на большинстве устройств, а функции вроде Google Pay и Apple Pay работают на уровне системы.
Российские власти планируют создание реестра обязательных отечественных приложений, которые нужно будет предустанавливать на продаваемые в России гаджеты. Соответствующий законопроект уже внесли в Госдуму.
Западные компании негативно отнеслись к инициативе чиновников. Так, компания Apple, которая не предустанавливает какие-либо сторонние программы на свою технику, предупредила власти о пересмотре своей бизнес-модели в России. Не поддержали идею о введении реестра обязательных приложений также в Microsoft и Intel.