Говорите громче, вас не слышно: исследователи опровергли миф о прослушке телефонов маркетологами

Одна из популярных теорий гласит, что маркетологи прослушивают смартфоны через Facebook, Twitter, YouTube и другие приложения, чтобы потом подсовывать пользователю контекстную рекламу. Но исследователи из компании Wandera, которая занимается защитой смартфонов, провели серию экспериментов и не нашли этому доказательств. Подробнее о выводах специалистов — в материале RTVI.

В 2018 году на YouTube появилось видео, автор которого утверждал, что Google постоянно слушает всё через микрофон компьютера. В качестве доказательства он провел эксперимент в прямом эфире.

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Влогер несколько раз произнес в микрофон фразу «игрушки для собак», после чего на разных сайтах ему начали рекламировать именно этот товар. Он при этом пояснил, что у него нет даже собаки, поэтому раньше он точно не искал такие вещи.

Исследователи из компании Wandera провели свой эксперимент. Для этого они использовали два телефона — Samsung с системой Android и iPhone, — чтобы проверить обе популярные ОС. Смартфоны положили в «комнату со звуком», где полчаса проигрывали рекламу еды для домашних животных.

Другая пара телефонов в это время была в «тихой комнате», где никаких звуков не было. При этом на всех смартфонах были открыты приложения Facebook, Instagram, Chrome, SnapChat, YouTube и Amazon, которым предоставили доступ ко всем возможным функциям.

Через полчаса специалисты проверяли, изменилась ли реклама в телефонах, а также расход заряда аккумулятора и потребление интернет-трафика. Эксперимент повторялся три дня, но исследователи так и не заметили никаких изменений в работе смартфонов.

Работники Wandera зафиксировали исходящий трафик через приложения, но его объемов, по их мнению, недостаточно для передачи записей голоса: голосовые помощники потребляли в разы больше трафика.

Би-би-си, которая написала про исследование, отметила, что маркетологи и так знают о пользователях достаточно много. Специалист по мобильной рекламе и IT-безопасности Сотерис Деметриу рассказал, что у компаний есть база предпочтений на каждого пользователя сети, которая формируется сложными алгоритмами на основе машинного обучения. По его словам, сейчас они могут знать, что нужно человеку даже до того, как он сам это поймет.

У той же Facebook есть эффективный метод отслеживания предпочтений — так называемый «пиксель Facebook». Это практически невидимый (размером с пиксель) фрагмент, который можно встроить на любой сайт. Он передает данные о просмотрах и покупках на этом сайте.

Для борьбы со многими уловками маркетологов есть даже специальные плагины для браузеров, например, Disconnect.me. В июле журнал Consumer Reports опубликовал статью о слежке за пользователями смартфонов. В ней также утверждается, что маркетологи не слушают записи с микрофонов.

В то же время специалисты рекомендуют проверить настройки доступа к функциям смартфона для всех приложений — далеко не всем им для работы нужно постоянно видеть местоположение или изображение с камеры.

В 2018 году группа исследователей из Северо-Восточного университета в Бостоне изучила 17 тысяч популярных приложений для Android на предмет слежки за пользователями. Специалисты выяснили, что некоторые из них (особенно сторонние камеры) передают фото и видео на свои серверы без предупреждения.

Кроме того, оказалось, что некоторые библиотеки приложений записывают изображение с экрана во время использования приложения. В то же время специалисты уточнили, что эти данные использовались не для рекламы, а для разработки.

Читайте также: