За год число компьютерных клубов в стране удвоилось

Популярные в начале 2000-х годов компьютерные клубы переживают второе рождение. В некоторых городах за год их рост достиг 175%, а в Москве количество таких заведений увеличилось в 2,5 раза, до 147 площадок. Возрастающий интерес инвесторов к таким клубам эксперты объясняют низким порогом инвестиций — от 5 млн руб. — и высокой маржинальностью.

С ноября 2018-го по ноябрь 2019 года в городах-миллионниках России практически удвоилось количество компьютерных клубов и киберспортивных арен, подсчитали аналитики сервиса 2GIS по запросу «Ъ». В 15 городах-миллионниках год к году их стало больше на 79%, до 417 заведений.

На первом месте по количеству заведений оказалась Москва, где число таких площадок увеличилось в 2,5 раза — до 147. Двукратный рост показали Санкт-Петербург, Челябинск, Волгоград, Самара и Нижний Новгород. Рекордсменом стал Воронеж, где прирост составил 175%, на последнем месте по динамике роста (7%) — Омск.

За последние три месяца спрос на такие франшизы вырос в 12 раз, говорит эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская. В 2020 году открытия киберспортивных площадок продолжатся, уверены и аналитики Knight Frank: рынок киберспорта в РФ растет в среднем на $7−8 млн в год. Самыми подходящими площадками под такие заведения владелец сети барбершопов TopGun и сооснователь сети киберспортивных арен Coliseum Алексей Локонцев называет торгцентры.

По данным Knight Frank, в Москве и области работает практически 2 тыс. торгцентров. По мнению господина Локонцева, в России можно открыть по одному компьютерному клубу на каждые четыре школы. Из отчета правительства РФ следует, что в 2016 году в стране работало практически 43 тыс. государственных и частных общеобразовательных организаций, таким образом, емкость сегмента может превышать 10,7 тыс. заведений.

Замдиректора департамента стрит-ритейла Colliers International Лариса Еремина объясняет бум компьютерных клубов в том числе низкой стоимостью входа в бизнес. По словам Алексея Локонцева, инвестиции в открытие одного клуба Colizeum начинаются от 5 млн руб., месячный оборот — до 3 млн руб. Основатель и экс-владелец киберарены Gamer Stadium Андрей Комогоров оценивает инвестиции в открытие одной игровой площадки в 100−200 тыс. руб. на одно посадочное место.

Площадь таких объектов варьируется от 70 до 300 кв. м, ставка аренды в спальных районах Москвы, где компьютерных клубов больше всего, не превышает 1 тыс. руб. за 1 кв. м в год, продолжает госпожа Еремина. При этом, говорит она, крупные киберспортивные арены открываются в торгцентрах, занимая площадь от 1 тыс. кв. м. Так, в 2016 году на открытие арены Gamer Stadium площадью 1,2 тыс. кв. м было потрачено $500 тыс., рассказывает господин Комогоров. Менеджер практики оказания услуг компаниям индустрии медиа и развлечений PwC в России Анастасия Шалимова полагает, что открытие киберарены может стоить до 20 млн руб.

Алексей Локонцев скептически относится к таким аренам, напоминая, что их операторы вынуждены сдавать свои объекты в аренду под корпоративы и свадьбы. Собеседник «Ъ» на рынке киберспорта соглашается, что спросом сегодня пользуются небольшие компьютерные клубы с VR-устройствами. «Как правило, это дорогое оборудование, которое могут позволить себе не все потребители, а такие клубы дают возможность попробовать эти технологии», — поясняет он.

Одной из причин популярности компьютерных клубов госпожа Шалимова называет высокую стоимость современных игровых компьютеров. Господин Локонцев добавляет, что спрос провоцирует развитие киберспорта и популярность командных игр.

По оценкам Goldman Sachs, в 2018 году объем глобального рынка киберспорта достиг $1 млрд. Призовые фонды ведущих турниров достигают $35 млн, следует из данных главы холдинга Winstrike Ярослав Комков. При этом 95% выручки приходится на десять стран, тройка лидеров — США, Китай, Южная Корея.

Никита Щуренков, Юлия Тишина

Это тоже интересно:

Контент недоступен