Сезон пожаров 2020 года начался на два месяца раньше нормы и имел беспрецедентные масштабы.
«Настораживает не только количество выжженных участков, — отметил соавтор исследования доктор Мерритт Турецкий, эколог из Университета Колорадо в Боулдере. — Есть и другие тенденции в спутниковых данных, которые говорят нам, как меняется режим пожаров в Арктике и что это означает для будущего нашего климата».
Ученые выделяют две новые особенности недавних арктических пожаров. Во-первых, это распространенность медленно развивающихся лесных пожаров, называемых также «зомби-пожарами». Огонь от прошлого периода цветения может тлеть зимой под землей в богатом углеродом торфе, а затем снова загораться на поверхности, как только весной становится тепло.
Вторая особенность — это возгорания на обычно устойчивых к огню территориях. Поскольку тундра на крайнем севере становится все жарче и суше под влиянием более теплой погоды, типы растительности, которые обычно не считаются горючими, начинают воспламеняться: карликовые кустарники, осока, трава, мох, даже поверхностный торф. Влажные покровы, такие как болота, становятся уязвимыми для пожаров.
Команда отслеживала активность пожаров в российской Арктике в режиме реального времени с помощью различных спутниковых средств и средств дистанционного зондирования. Хотя лесные пожары на вечной мерзлоте в Сибири к югу от Арктики не редкость, исследователи обнаружили, что 2019 и 2020 годы выделялись экстремальными показателями в спутниковых записях.
При этом возгорания происходили в основном за Полярным кругом, в регионе, который, как известно, не страдает от крупных лесных пожаров. В результате, пояснила ведущий автор работы доктор Джессика Маккарти из Университета Майами, арктические пожары разгораются раньше и уходят дальше на север. Это происходит в ландшафтах, ранее считавшихся огнестойкими.
Каковы последствия для нас?
Последствия этого нового режима пожаров отразятся на природе Арктики и жизни местных народов, а также на глобальном климате. Более половины пожаров, обнаруженных в Сибири в этом году, произошли к северу от Полярного круга на вечной мерзлоте с высокой долей грунтового льда. Этот тип вечной мерзлоты удерживает огромное количество углерода из древней биомассы.
Климатические модели не учитывают быстрого оттаивания этих сред и, как следствие, выбросов парниковых газов, включая метан. На более локальном уровне резкое таяние многолетней мерзлоты, богатой льдом, вызывает оседание почвы, наводнения, а также может затопить большие территории вокруг озер и заболоченных территорий.
Смотрите, как меняется наша планета:
Это тоже интересно: