Зачем при взлете нужно держать иллюминаторы открытыми

Каждый раз перед выруливанием самолета на взлетную полосу и приземлением старший бортпроводник по громкой связи предупреждает пассажиров о необходимости открыть шторки иллюминаторов. Неужели из-за закрытой шторки самолет может потерпеть крушение? Рассказываем, с чем связано такое требование экипажа.
Автор Hi-Tech Mail
Как появился иллюминатор
Почему иллюминаторы имеют такую форму?
Зачем нужно держать шторки иллюминаторов открытыми?
Как появился иллюминатор
Почему иллюминаторы имеют такую форму?
Зачем нужно держать шторки иллюминаторов открытыми?
Еще

Как появился иллюминатор

История иллюминатора как технического устройства уходит корнями далеко в прошлое. Впервые это слово появилось в словаре Даля в 1863 году и имело определение «толстое стекло в виде отрезка шара, вставляемое в палубу и в борты судов, для света».

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

В переводе с латинского слово «иллюминат» означает «озаренный», «просвещенный», «посвященный».

Почему иллюминаторы имеют такую форму?

Иллюминатор исторически имеет закругленную форму. Первые иллюминаторы на нижних палубах кораблей представляли собой усеченную медную трубу со сферическим стеклом на конце, которая вставлялась в борт судна только по мере необходимости при помощи винтового устройства.

Устройство первых иллюминаторов. Фото: tsushima.su
Устройство первых иллюминаторов. Фото: tsushima.su

В авиастроении такая форма обусловлена еще и с практической стороны. Благодаря округлой форме давление, которое действует на фюзеляж, распределяется более равномерно.

Поэтому закругленные иллюминаторы оптимальны с точки зрения безопасности и аэродинамики. Нет углов, а значит, нет и так называемых концентраторов напряжения. Особенно очевидно это стало после освоения первых пассажирских реактивных самолетов. Этот день настал 17 июля 1949 года. Реактивный пассажирский самолет британской компании Comet совершил свой первый полет.

Однако его колоссальный успех длился недолго. В 1954 году сразу две «Кометы» потерпели крушение. Причиной крушения были названы иллюминаторы квадратной формы. Обшивка вокруг таких иллюминаторов имела некоторую угловатость из-за квадратной формы иллюминатора, что и привело к разрушению всего фюзеляжа. Погибло 56 человек.

Первый в мире реактивный самолет «Comet-1». Фото: retromodels.ru
Первый в мире реактивный самолет «Comet-1». Фото: retromodels.ru

Теперь вы знаете, что иллюминаторы округлой формы – это не прихоть дизайнеров, а продуманная разработка авиаинженеров.

Зачем нужно держать шторки иллюминаторов открытыми?

Но неужели обычные пластиковые шторки могут повлиять на безопасность в полете?

Несмотря на то, что это влияние в большей степени косвенное, в аварийной ситуации открытые шторки могут сохранить вам жизнь.

Первая причина, по которой стюардесса просит вас держать шторки иллюминаторов открытыми при взлете и посадке – это естественное освещение за бортом. Воздушная безопасность требует выключать освещение салона воздушного судна при взлете и посадке. Это необходимо для того, чтобы глаза пассажиров привыкли к естественному освещению окружающей среды за бортом самолета.

А в случае аварийной ситуации вы сможете быстрее ориентироваться в новой обстановке. Кроме этого, в случае непредвиденной ситуации освещение снаружи может стать единственным источником света.

Фото: u-f.ru
Фото: u-f.ru

Вторая причина следует из первой. Экипаж и пассажиры при взлете могут наблюдать, что происходит за бортом лайнера. Во-первых, это позволит самим пассажирам увидеть что-то подозрительное, например, при проблеме с двигателем или с обшивкой лайнера. А значит, они смогут быстрее проинформировать об этом экипаж.

Но самое главное – в аварийной ситуации спасатели быстрее сориентируются в обстановке внутри салона, находясь снаружи лайнера на месте аварии или при экстренной эвакуации пассажиров.

Еще одна причина требования взлетать и приземляться с открытыми шторками – определение положения самолета в пространстве. Оно обычно сильно недооценено.

Пилотов специально обучают определять положение самолета в пространстве на тренажерах. А мозг обычного нетренированного человека, не приспособленный к полетам, очень легко теряет ориентацию в воздухе.

По статистике около 15% авиационных происшествий происходят по причине визуальной пространственной дезориентации, появляющейся у пилотов.

Так например, всем знакомо ощущение излишнего крена в самолете. Чаще всего даже незначительный наклон самолета воспринимается нами как более сильный, чем на самом деле.

Такие ошибки восприятия присущи нашему вестибулярному аппарату. Кажется, что самолет слишком сильно кренится, хотя на самом деле он выполняет плавный поворот.

В экстренной ситуации не лишним будет знать, в каком именно положении все-таки находится самолет, на суше он или в воде? Открытые шторки в этом помогут.

Помните, что любое требование экипажа – это не прихоть, а забота о вашей безопасности и комфорте. Летайте с удовольствием!

Это тоже интересно: