Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Революционный двигатель на йоде впервые испытали в космосе

Событие называют прорывом для всей спутниковой промышленности.

Французский стартап ThrustMe отправил в космос первый в мире электроракетный двигатель на йоде в начале ноября прошлого года. Он был установлен на малом спутнике CubeSat 12U и достиг орбиты с помощью китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-6». Потребовалось некоторое время, чтобы приступить к испытаниям, но недавно появилась информация, что они прошли успешно.

Известно, что двигатель запустили несколько раз в конце декабря и в начале января. Каждый раз прожиг длился примерно 90 минут. В результате удалось скорректировать высоту аппарата относительно орбиты Земли на 700 метров. По данным ThrustMe, это доказывает, что йод можно считать подходящим топливом для электрических силовых установок, и знаменует собой шаг к коммерциализации новой системы. 

Йодный двигатель впервые в истории изменил орбиту небольшого спутника. Фото: ThrustMe

Главное преимущество йода — его экономичность. В отличие от традиционного ракетного топлива и топлива для спутников, йод нетоксичен и остается твердым при комнатной температуре. Он также не требует сложной системы понижения давления для перехода в газообразное состояние. Это упрощает и удешевляет работу с ним на Земле. 

Специалисты считают, что использование нового топлива поможет очистить небо от космического мусора — спутники с двигателем на йоде обладают достаточной тягой для поддержания высоты и предотвращения столкновений. Кроме того, от них, маленьких и дешевых, легко можно избавиться в конце той или иной миссии, направив в атмосферу, где они сгорят, а не будут дрейфовать в космосе, как это происходит сейчас.

Посмотрите, как с высоты МКС выглядят российские города. Возможно, среди них есть ваш город:

Это тоже интересно:

Во время загрузки произошла ошибка.
Пусть ваши знакомые тоже узнают об успешных испытаниях нового йодного двигателя. Для этого нажмите на иконки соцсетей ниже:
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Комментарии
33
Ник Нейм
В ответ на комментарий от Serega
Serega
"23 июня 2018
Создание новых видов двигателей для космических ракет является одной из приоритетных задач мировых аэрокосмических агентств. И недавно стало известно, что специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» разработали и запатентовали новый вид электроракетного двигателя, использующего реактивный йод. Более того, в ближайшее время планируется начать первые серьезные испытания системы.
Идея использования реактивного йода в качестве топлива не нова. Ее предложил в еще 90-х годах старший научный сотрудник Корпорации Валерий Островский. И лишь в середине 2000-х компании удалось получить необходимые патенты. Работы над новым типом двигателя стартовали в 2012 году. Первые версии устройства были оборудованы газораспределительным устройством, запуск производился на ксеноне, а йод поддерживал разряд. Затем конструкторы приступили к разработке системы подачи йода.
Преимуществом такого подхода является высокая экономичность. В существующих электроракетных двигателях в качестве рабочего тела используется ксенон, который крайне дорог. Также система подачи и хранения ксенона достаточно сложная, что увеличивает габариты и массу двигательной установки. Йод же отлично хранится в твердом состоянии и может быть легко превращен в газ. Но и это еще не все: в такой системе возможна и рециркуляция йода, что значительно экономит топливо."
СсылкаПожаловаться
МОЛДЕЦ!!!! Наши давно придумали йодный электрореактивный двигатель. Французы лишь украли идею.
СсылкаПожаловаться
Фотограф -любитель
Ребята, лучше меланжа, (окислителя) и керосина, кстати, на взлете, во всяком случае ТУ-160, не уверен, но по бурому дыму могу предполагать, что это - лучшее паливо в мире!
СсылкаПожаловаться
Рыбак рыбаков
В ответ на комментарий от Алексей Андреев История переписки2
Алексей Андреев
Изучите принцип работы плазменного двигателя...
СсылкаПожаловаться
Спасибо дорогой, обязательно изучу...
СсылкаПожаловаться
Николай Сотников
В ответ на комментарий от Александр Степанов История переписки2
Александр Степанов
наверное нужно ознакомиться с прнципом действия электрического реактивного двигателя
СсылкаПожаловаться
Конструктивное предложение.
Можете его расширить более широкой фразой чем "поищи в гугле"
Интернет-поиск иногда находит такую бредятину...
СсылкаПожаловаться
Алексей Андреев
В ответ на комментарий от Рыбак рыбаков
Рыбак рыбаков
Я о том, чтобы сжигать его в каком либо плазменном двигателе на низких орбитах. Сейчас много толкуют о загрязнении мирового океана микропластиком. Как нибудь отфильтровывать его и сжигать в этих двигателях за пределами земной атмосферы теми же спутниками связи, наблюдения и т.п.
СсылкаПожаловаться
Изучите принцип работы плазменного двигателя...
СсылкаПожаловаться
Алексей Андреев
Токсичность йода.
Иод в виде свободного вещества ядовит. Смертельная доза (LD50) — 3 г. Вызывает поражение почек и сердечно-сосудистой системы. При вдыхании паров иода появляется головная боль, кашель, насморк, может быть отёк лёгких. При попадании на слизистую оболочку глаз появляется слезотечение, боль в глазах и покраснение. При попадании внутрь появляется общая слабость, головная боль, повышение температуры, рвота, понос, бурый налёт на языке, боли в сердце и учащение пульса. Через день появляется кровь в моче. Через 2 дня появляются почечная недостаточность и миокардит. Без лечения наступает летальный исход.
ПДК иода в воде 0,125 мг/дм³, в воздухе 1 мг/м³. Иод относится ко II классу токсичности (высокоопасен) согласно ГОСТ 12.1.007-76.
СсылкаПожаловаться
Александр Степанов
В ответ на комментарий от Николай Сотников
Николай Сотников
Может, я чего-то недопонимаю, но если йод - топливо, что используется в качестве окислителя?
СсылкаПожаловаться
наверное нужно ознакомиться с прнципом действия электрического реактивного двигателя
СсылкаПожаловаться
Николай Сотников
В ответ на комментарий от Сергей Казанцев
Сергей Казанцев
Хорошо бы автору заметки выучить ещё русский язык. Ну нет у слова "топливо" множественного числа
СсылкаПожаловаться
Перечитал статью. То, что Вы приняли за множественное число - это родительный падеж.
СсылкаПожаловаться
Николай Сотников
Может, я чего-то недопонимаю, но если йод - топливо, что используется в качестве окислителя?
СсылкаПожаловаться
Рыбак рыбаков
Я о том, чтобы сжигать его в каком либо плазменном двигателе на низких орбитах. Сейчас много толкуют о загрязнении мирового океана микропластиком. Как нибудь отфильтровывать его и сжигать в этих двигателях за пределами земной атмосферы теми же спутниками связи, наблюдения и т.п.
СсылкаПожаловаться
злой
В ответ на комментарий от Рыбак рыбаков
Рыбак рыбаков
А на отходах пластика сделать слабо?
СсылкаПожаловаться
Из остатков пластика можно получить тоже самое углеводородное топливо которое для освоения дальнего космоса не очень или непригодно вовсе!
СсылкаПожаловаться
Владислав Василенко
Поставьте не место магистра Йоду , подстилки ситхов
СсылкаПожаловаться
Рыбак рыбаков
А на отходах пластика сделать слабо?
СсылкаПожаловаться
Piterskiy
В дополнение к указанным выше запасам, йод содержит морская вода. Согласно оценкам, в мировом океане его содержится около 90 миллиардов тонн. Водоросли семейства Laminaria способны извлекать и накапливать до 0,45% йода в сухом виде. Хотя производство морских водорослей не является таким же экономичным, как производство йода как побочного продукта газа, нитратов и нефти, оно остаётся крупным его источником.Спотовые цены на йодистый кристалл в первой половине 2018 года в среднем составляли около 25 долларов за килограмм.
СсылкаПожаловаться
Piterskiy
В ответ на комментарий от Author Horror История переписки3
Author Horror
"в морской воде миллионы тонн" в очень мизерной концентрации. И для того, чтобы ее добыть в нормальных количествах, необходимо потратить солидное количество электроэнергии. Ну а добывать из водорослей, где концентрация хорошая - на топливо тоже не хватит. Мой риторической вопрос, оказывается, не для тупых был.
СсылкаПожаловаться
На тупой вопрос - тупой ответ .
СсылкаПожаловаться
Author Horror
В ответ на комментарий от Piterskiy История переписки2
Piterskiy
Сходи в любую аптеку и купи ). Йода на планете растворено в морской воде миллионы тонн )).
СсылкаПожаловаться
"в морской воде миллионы тонн" в очень мизерной концентрации. И для того, чтобы ее добыть в нормальных количествах, необходимо потратить солидное количество электроэнергии. Ну а добывать из водорослей, где концентрация хорошая - на топливо тоже не хватит. Мой риторической вопрос, оказывается, не для тупых был.
СсылкаПожаловаться
злой
Только для корректировки орбит спутников его и хватит, а если что-то более серьезное то это будет все равно что двигателем от Оки пытаться утащить фуру!
СсылкаПожаловаться
Serega
"23 июня 2018
Создание новых видов двигателей для космических ракет является одной из приоритетных задач мировых аэрокосмических агентств. И недавно стало известно, что специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» разработали и запатентовали новый вид электроракетного двигателя, использующего реактивный йод. Более того, в ближайшее время планируется начать первые серьезные испытания системы.
Идея использования реактивного йода в качестве топлива не нова. Ее предложил в еще 90-х годах старший научный сотрудник Корпорации Валерий Островский. И лишь в середине 2000-х компании удалось получить необходимые патенты. Работы над новым типом двигателя стартовали в 2012 году. Первые версии устройства были оборудованы газораспределительным устройством, запуск производился на ксеноне, а йод поддерживал разряд. Затем конструкторы приступили к разработке системы подачи йода.
Преимуществом такого подхода является высокая экономичность. В существующих электроракетных двигателях в качестве рабочего тела используется ксенон, который крайне дорог. Также система подачи и хранения ксенона достаточно сложная, что увеличивает габариты и массу двигательной установки. Йод же отлично хранится в твердом состоянии и может быть легко превращен в газ. Но и это еще не все: в такой системе возможна и рециркуляция йода, что значительно экономит топливо."
СсылкаПожаловаться
Егор
Я что то не пойму зачем спутниками в землю швыряются ну взяли бы до отправили этот хлам на солнце ну или просто в космос кому он там мешает.
СсылкаПожаловаться
Михаил М
Ну, поздравляю их, открывателей Омерики. Открыли для себя хорошо ими же забытый ионный двигатель. Ну да, со времен падения СССР занимались только домашней электроникой да высокоточным оружием, базовые космические технологии уже слегка подзабылись. В том числе и маааленький такой нюанс ионного движка - его очень малая тяга. Корректировать орбиту его хватит, но выходить на неё придется на обычных реактивных двигателях. И вообще, в ведущих космических державах йод в качестве ионного материала особо не рассматривали, ввиду редкости материала и дороговизны его отбрасывания в космос.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас