Предел прочности
Сообщение о начале работ над новым комплексом стратегического назначения «Кедр», о которых стало известно 1 марта 2020 года, спровоцировало споры о том, каким будет российское ядерное оружие в ближайшие 10−15 лет. Главные новинки стратегического вооружения презентовали достаточно давно — ракетные комплексы «Сармат» и боевые блоки «Авангард» уже стоят на боевом дежурстве. Для чего российским военным понадобился ракетный комплекс нового поколения?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности — большую часть «мобильного» ядерного щита РВСН, комплексы «Тополь-М» и «Ярс», скоро придётся обновлять. Гарантийный срок службы этих ракет был рассчитан примерно на 15 лет, а технологический запас, благодаря которому (при необходимости) есть возможность поражать цели, может быть исчерпан ещё примерно через 15−20 лет. Комплексы «Тополь-М» и «Ярс» по-прежнему считают самым смертоносным оружием в мире — их невозможно засечь до начала пуска, а маневрирование боевого блока на финальном участке полёта делает бессмысленной любую систему противоракетной обороны.
Но предел прочности уникальных технологий может наступить гораздо раньше, чем ожидалось. И для того, чтобы не остаться без «ядерного копья», в России приступили к созданию оружия будущего. Но каким оно должно быть?




Ракеты специального назначения
Пока все работы над «Кедром» находятся на стадии теоретических исследований. Учёные вместе с военными пытаются понять, какие характеристики нужно заложить в ракеты и средства защиты, чтобы повысить эффективность в условиях, когда потенциальный противник будет обладать не только гиперзвуковым оружием, но и более современной системой противоракетной обороны. Эксперт РСМД Василий Кашин пояснил — в случае с «Кедром» речь идёт о создании перспективного оружия, которое позволит качественно усилить и обновить большую часть сил ядерного сдерживания.
Судя по всему, будут активно внедряться элементы искусственного интеллекта и новое боевое оснащение. Возможно, появится и новый тип твёрдого топлива. Как следствие — уменьшенные габариты, благодаря чему станет возможным развивать оружие сразу в нескольких направлениях
Кандидат технических наук, инженер-ракетостроитель Андрей Соколов предполагает, что новое оружие будет иметь не только «атмосферные» системы защиты, но и получит систему обороны от перехвата в космосе.
Так или иначе, перехват ракет будет выводиться в космос. Сейчас потенциал американской системы ПРО находится практически на пределе — гиперзвуковые боевые блоки (например, «Авангард») ей уже не по зубам. Если новый ракетный комплекс будет построен с учётом последних достижений и в первую очередь по материалам и сплавам, то проблема перехвата перестанет существовать. Достать до ракеты в космосе, особенно если она и там может маневрировать, будет практически невозможно. А технологии, позволяющие добиться этого, в России есть уже давно




Ездить, плавать и стоять
В ближайшее время появления «Кедра» ждать не стоит. Работа над этим ракетным комплексом, по крайней мере пока, не значится в числе приоритетных проектов Минобороны и не фигурирует в госпрограмме вооружений до 2027 года. Однако после того, как основные вооружения, например ракеты РС-28 «Сармат» и блоки «Авангард», будут доработаны и поставлены на боевое дежурство, работа может закипеть. Одним из первых носителей «Кедра» (вероятно, ракета в итоге будет иметь другое название, но сейчас разрабатывается именно под таким обозначением) может стать новый боевой железнодорожный комплекс «Баргузин», однако его перспективы в связи с продлением договора СНВ-3 между Москвой и Вашингтоном снова выглядят туманными.
В новых обстоятельствах наиболее перспективной платформой для нового комплекса выглядят мобильные многоколёсные платформы, созданием которых активно занимаются в данный момент. Выбор, к слову, приличный. От белорусских шасси к российским ракетам, вероятнее всего, откажутся — решения для их замены готовят КамАЗ и Брянский автомобильный завод. Специалисты по ракетному вооружению считают, что новый комплекс может сохранить те же габариты, что и «Тополь-М» или «Ярс», однако это будет совершенно другая ракета. Кандидат технических наук, инженер-ракетостроитель Андрей Соколов пояснил, что при тех же размерах новое топливо и новый тип боевой нагрузки позволят почти вдвое увеличить дальность пуска.
Предельная дальность «Ярса» и «Тополя» — примерно 10 тыс. километров. В новых ракетах дальность могут увеличить, поэтому 15−17 тыс. километров, я думаю, вполне достижимы. Главный вопрос состоит в том, что поменяется головная часть. Не исключено, что к созданию привлекут разработчиков «Авангарда», поскольку это оружие себя уже проявило и зарекомендовало исключительно с лучшей стороны
Эксперты сходятся во мнении, что ракетный комплекс «Кедр» может стать «баллистической ракетой на максималках» и самым продвинутым оружием, создавать которое будут с учётом накопленного по «Тополям» и «Ярсам» опыта. «Наследником Сатаны» его аккуратно называют за возможность модульного оснащения, о которой военные и специалисты говорят последние несколько лет. Как и легендарная Р-36, ракета комплекса «Кедр» может получить несколько вариантов исполнения — от нескольких сот килотонн до мегатонных боеголовок.




Это тоже интересно: