В феврале ПАО «Вымпелком» зарегистрировало домен check-fast.ru, где предлагаются услуги по «пробиву» людей по их номерам телефонов, обнаружил «Ъ» в «СПАРК-Интерфакс». В базе 150 млн номеров, по ним можно проверить надежность продавца или покупателя с Avito или других сайтов, получив ссылки на профили человека в соцсетях, узнав о его судимости, нахождении в розыске и просроченной задолженности по кредитам, указано на сайте. Один «пробив» стоит 99 руб., пакет из десяти запросов — 479 руб., месяц пользования без ограничений — 699 руб. Для проведения операции владелец номера должен дать согласие поделиться информацией (как он это сделает — не описано). «Ъ» пытался проверить двух абонентов «МегаФона» и «Вымпелкома» и оплатить услугу, но сайт сообщил о технической ошибке и предложил оставить свои данные.
В «Вымпелкоме» заверили, что check-fast.ru — тестовая площадка, где анализируется «спрос на подобные продукты», но не собираются данные. Оператор, утверждают в «Вымпелкоме», готовит кампанию по информированию о том, как не стать жертвой мошенников:.
Полученная информация должна лечь в основу программы противодействия мошенничеству.
Страница фактически не предоставляет услуг «пробива», а, судя по всему, под видом оформления оплаты собирает данные потенциальных клиентов — имя, номер телефона и e-mail, так что это действительно очень похоже на оценку потенциального спроса на подобные сервисы, говорит зампред комиссии московского отделения Ассоциации юристов России Александр Савельев. Но, утверждает юрист, даже в таком «тестовом» режиме сервис уже нарушает законодательство, так как пользователи вводятся в заблуждение относительно целей сбора данных: это не оплата услуг, а получение информации. «То, что происходит, мало отличается от такой практики “выуживания” персональных данных, как фишинг», — полагает господин Савельев.
В России уже сложился масштабный серый рынок «пробива», доступный рядовым интернет-пользователям, например через Telegram (см. «Ъ» от 19 февраля). В марте Telegram по требованию Роскомнадзора остановил работу крупнейшего из таких сервисов — «Глаз Бога». Но уже 17 марта представитель площадки разослал сообщение о том, что она планирует легализировать работу в РФ.
«Вымпелком» последний год теряет выручку; похоже, компания ищет новые способы монетизации огромного объема данных, которыми обладает, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков: «Не исключено, что оператор прощупывает рынок “пробива”». Можно было обойтись и без маркетингового анализа: люди хотят получать данные друг о друге и готовы за это платить, отмечает партнер компании Digital Rights Center Саркис Дарбинян..
В Tele2 и «МегаФоне» сервисов по «пробиву» нет, заявили в этих компаниях. Странно использовать для кампании против мошенничества подобные сайты, говорит сотрудник одного из операторов. По его словам, у крупных компаний такие программы работают «давно и на принципиально ином уровне» — через Big Data, искусственный интеллект и специализированные IT-решения.
Некоторым пользователям не помешало бы научиться дружить с современными технологиями, включая различные приложения и сами гаджеты. Посмотрите на примеры, подтверждающие это:
Это тоже интересно: