Наша страна входит в Топ-5 мировых лидеров по отказу от наличных платежей. Эксперты американской компании Boston Consulting Group (BCG) зафиксировали феноменальный прирост безналичных карточных платежей в России — с 2010 по 2018 гг. показатель вырос с 5,8 до 172 в год на человека.
Несмотря на ведущую позицию в рейтинге по отказу от наличных, в РФ полно мест, где оплата картой невозможна: то в ресторане «сломался терминал», то в магазине у дома просят перевести деньги на карту продавца. А имеют ли организации право не принимать безналичную оплату?
«В целом отказ от принятия оплаты при помощи банковских карт (безналичным способом) в большинстве своем неправомерен. Законом о защите прав потребителей регламентировано, что продавец обязан обеспечить возможность безналичных расчетов», — объясняет юрист Никита Тарновский.
Но из данного правила есть исключение. «В прошлом году приняли закон, снижающий уровень выручки, при котором предприятия обязаны иметь терминалы и принимать к оплате банковские карты. Ранее эта цифра была 40 миллионов рублей в год, с 1 марта 2021 года стала 30 миллионов рублей в год, а с 1 июля все предприятия торговли с оборотом свыше 20 миллионов рублей в год обязаны принимать банковские карты», — рассказал АиФ.ru генеральный директор инвестиционной компании Евгений Лашков.
Если оборот магазина, ресторана или какого-то сервиса меньше этой суммы, от обязанности устанавливать терминал для безналичной оплаты предприятие освобождается.
Кроме того, по словам Тарновского, если предприятие находится в месте, где нет интернета (например, это деревенский магазин), там тоже может не быть функции безналичной оплаты. «Право не устанавливать терминал безналичной оплаты имеют и небольшие компании за пределами городов. Но когда мы говорим о предприятиях, расположенных в городе, как правило обороты таких даже маленьких компаний превышают 500−600 тысяч рублей в месяц, а интернет работает исправно, там в большинстве случаев обязаны принимать оплату в безналичном виде, как того предписывает закон», — указывает юрист.
Если магазин или ресторан не принимают карту?
Конечно, мы не можем наверняка знать годовой оборот того или иного магазина или кафе, но, допустим, если речь идет о заведении в центре Москвы, где всегда есть посетители, то с высокой долей вероятности его выручка подпадает под нормы закона.
«Если вам отказали принять к оплате банковскую карту, вы вправе написать заявление на имя директора предприятия, запросив мотивированный ответ: “По какой причине при оплате такого-то числа мне было отказано в принятии банковской карты?”. А уже получив ответ на него и имея на руках копию запроса с отметкой о принятии, вы вправе пожаловаться в Роспотребнадзор и Минпромторг», — подсказывает Тарновский.
Посмотрите, как живут люди, которые совсем не умеют пользоваться современными технологиями. Листайте галерею и удивляйтесь:
Это тоже интересно: