Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
, Источник: Lenta.Ru

Мир нашел новую альтернативу нефти и газу

Бум на зеленую энергетику уже давно сопровождается попытками найти замену привычным, но совершенно не экологичным углеводородам. Одним из кандидатов на эту роль стал водород. На него делают ставку Европейский союз, Китай, США, Япония и многие другие страны.

Суммарная стоимость всех проектов, реализуемых сегодня в области водородной энергетики, достигла уже 90 миллиардов долларов. Объем планируемых инвестиций в последующие 30 лет только лишь от ЕС — до 470 миллиардов евро. В то же время на пути водородной революции пока немало препятствий — в частности, дороговизна производства, нехватка чистой воды и неразвитость систем доставки. Перспективы H2 как главного топлива будущего — в материале «Ленты.ру».

Неисчерпаемое топливо

Главная проблема любого ископаемого источника энергии — ограниченность его объемов. Рано или поздно закончатся и нефть, и газ, и уголь. Существующие возобновляемые источники энергии — ветер, солнце и вода — пока не могут в достаточной степени заменить углеводороды. А вот водород в теории может. Водород практически не встречается на Земле в чистом виде, однако его можно извлечь из большого числа распространенных ресурсов: воды, метана, каменного угля, биомассы, водорослей и даже мусора.

Водород научились получать еще в начале XIX века, но до конца XX века повсеместно использовать водород в качестве устойчивого источника энергии было невозможно. Газогенераторные установки были массивными и требовали топлива для работы. Вторая проблема — такой водород нельзя назвать чистым, так как газогенераторы оставляют углеродный след.

Важный шаг к превращению водорода в распространенный источник энергии произошел в 1959 году — американская компания Allis-Chalmers Manufacturing Company создала трактор с силовой установкой, работавшей на так называемых топливных элементах. Принцип работы такой установки прост: запасенный в баллонах водород вступает в химическую реакцию с кислородом, в результате чего выделяется электричество, которое питает электромотор. Помимо этого топливные элементы выделяют в атмосферу побочные продукты, безвредные для окружающей среды, — тепло и водяной пар.

Топливные элементы можно использовать для получения электроэнергии в промышленных масштабах, а выделяемое в процессе реакции тепло — для обогрева зданий. Кроме того, они гораздо компактнее газогенераторной установки, поэтому их можно установить на борту любых транспортных средств. Теоретически топливные элементы могут сделать водород основой топливно-энергетического комплекса (ТЭК), но для этого нужно решить две проблемы.

Первая — углеродный след при получении водорода. Топливные элементы обеспечивают нулевой выброс лишь в процессе получения электричества, но для их работы нужен водород. Эту проблему можно решить с помощью электролиза воды: под воздействием электрического тока дистиллированная вода распадается на кислород и водород. Процесс вообще может быть замкнутым: полученное в топливных элементах электричество используется в том числе для получения водорода.

При этом водород, полученный путем электролиза, еще и подразделяют на «желтый» и «зеленый»: для производства первого используется атомная энергия, второго — возобновляемые источники энергии. Таким образом, по-настоящему экологичным водородом многие страны признают лишь «зеленый» подвид.

История Заволжского химзавода началась еще в 1871 году. Предприятие было совсем небольшим — но уже к 1915 году завод разросся до 10 цехов, и по своим промышленным показателям был одной из крупнейших химических фабрик России.

Все фото — Urban3p.

Вместо ДВС

Второе серьезное препятствие на пути повсеместного внедрения топливных элементов — их высокая цена. На рубеже XX и XXI веков свои автомобили на топливных элементах показали BMW, General Motors, Honda, Hyundai, Toyota и даже «АвтоВАЗ», но о серийном производстве речи еще не шло. В 2008 году Honda выпустила небольшую партию седанов FCX Clarity с водородными топливными элементами, которую сдавали в лизинг (одновременно и аренда, и аналог целевого кредита) в Калифорнии за 600 долларов в месяц. При этом производство каждого автомобиля обходилось Honda в миллион долларов.

В 2014 году Toyota начала продажи Mirai — первого в мире серийного автомобиля на водородных топливных элементах. Два года спустя в продажу поступило второе поколение Honda FCX Clarity, но объемы продаж оставались скромными. Toyota за все время производства реализовала около десяти тысяч Mirai.

Параллельно топливные элементы начали использовать и в других видах транспорта. В 2017 году в Германии на маршрут вышел пассажирский поезд на водородных топливных элементах Coradia iLint. Причем работает он на линиях, которые не электрифицированы, — поезд на топливных элементах заменил дизельные тепловозы. С 2008 года по Альстеру, притоку Эльбы, ходят суда на водородных топливных элементах. Существуют и прототипы самолетов с аналогичными силовыми установками.

Однако и Toyota, и другие производители уверены, что в ближайшем будущем себестоимость автомобилей на топливных элементах будет не выше, чем у машин с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В 2020 году японский автогигант представил второе поколение модели и планирует увеличить продажи в десять раз.

Сразу несколько игроков включились в борьбу за рынок тяжелых грузовиков на топливных элементах. Hyundai в рамках программы Hydrogen Mobility к 2025 году планирует поставить клиентам в Европе 1600 грузовиков на топливных элементах. Toyota совместно с Kenworth начала испытания водородного грузовика еще в 2017 году, а два года спустя поставила несколько машин в порт Лос-Анджелеса. Наконец, одним из главных генераторов новостей стал американский стартап Nikola, который занимается разработкой грузовиков на топливных элементах. Компания обещала начать их производство к 2023 году.

Дело пахнет керосином

Исследовательский центр Bloomberg New Energy Finance (BNEF) оценивает все реализуемые сегодня проекты в области водородной энергетики в сумму свыше 90 миллиардов долларов. Институт экономики энергетического сектора и финансового анализа (IEEFA), в свою очередь, насчитал десятки строящихся установок электролиза на базе ВИЭ суммарной мощностью 50 ГВт и стоимостью 75 миллиардов долларов.

Главным инициатором отказа от ископаемых источников энергии и перехода на водород выступают страны Большой семерки, которые в 2015 году, еще до подписания Парижского соглашения, договорились полностью избавиться от ископаемого топлива к концу века. Европейский союз еще более оптимистичен: в 2019 году был принят «Зеленый пакт для Европы» (The European Green Deal), согласно которому ЕС должен добиться нулевого выброса парниковых газов и отказа от ископаемых источников энергии уже к 2050 году. Особую роль в его реализации должен сыграть водород.

В июле 2020 года Еврокомиссия представила «Водородную стратегию для климатически нейтральной Европы». Она предусматривает конкретные шаги по развитию водородной энергетики. Приоритетным направлением станет именно «зеленый» водород. Но на первом этапе, чтобы быстрее уменьшить выбросы парниковых газов, будет использоваться и низкоуглеродистый водород — произведенный на основе ископаемого топлива, например, каменного угля, но с улавливанием углерода.

К 2030 году, согласно стратегии, на территории Евросоюза будут работать электролизеры суммарной мощностью 40 ГВт для производства «зеленого» водорода, а еще 40 ГВт будут производить электролизеры в соседних странах для экспорта водорода в ЕС. Для сравнения: общая мощность всех электростанций России составляет около 250 ГВт. Производство же самого «зеленого» водорода достигнет 10 миллионов тонн. По оценкам ЕК, к 2050 году возобновляемый водород в Европе может потребовать от 180 до 470 миллиардов евро инвестиций. Пока же на энергию на базе водорода приходится менее 1 процента всего энергопотребления в Евросоюзе.

Выстроились в очередь

Не менее амбициозные планы у Китая: в стране надеются, что к 2040 году водород будет составлять 10 процентов всей китайской энергосистемы. На протяжении долгих лет КНР была мировым лидером по производству водорода и занимала около одной трети мирового рынка. Но речь идет о высокоуглеродистом водороде, который получают из угля и нефти без улавливания углерода. Это приводит к тому, что цена килограмма водорода в Китае одна из самых низких в мире — около 9 юаней (1,15 евро).

Как выглядит китайский термоядерный реактор:

Для сравнения: ориентировочная стоимость ископаемого водорода в ЕС сегодня составляет около 1,5 евро за килограмм. Предполагаемые затраты на ископаемый водород с улавливанием и хранением углерода составляют около 2 евро за килограмм. А килограмм «зеленого» водорода, в свою очередь, обойдется в 2,5-5,5 евро.

Однако обязательство стать климатически нейтральным к середине века заставляет Китай переориентироваться на производство экологически чистого водорода. К тому же, по расчетам Института Роки-Маунтин (RMI), американской некоммерческой организации, консультирующей по вопросам энергетического перехода, Китай может стать углеродно-нейтральным к середине века без ущерба для экономического роста. Институт утверждал, что «Китай имеет хорошие возможности для получения технологического конкурентного преимущества от перехода к чистым нулевым выбросам», и призвал страну поддержать электролиз водорода.

Соседи — Южная Корея и Япония — также намерены развивать водородную индустрию. Первая планирует наладить производство топливных ячеек общей мощностью 40 ГВт, а также выпустить более 6 миллионов водородных автомобилей к 2040 году. Вторая уже построила «зеленую» водородную фабрику в Фукусиме, одну из крупнейших в мире. А Саудовская Аравия при технологической поддержке американской компании Air Products строит в своем «городе будущего» Неоме гигантскую зеленую электролизную установку стоимостью 5 миллиардов долларов и производительностью 650 тонн водорода в сутки.

Вероятно, крупнейший водородный проект современности реализуется в настоящее время в Австралии. В «Азиатском хабе возобновляемой энергии» в горнопромышленном центре Пилбара строятся солнечные и ветровые электростанции общей площадью 6,5 тысячи квадратных километров. Они будут производить более 50 тераватт-часов зеленой энергии, большая часть которой пойдет на производство водорода. Проект стоимостью 16 миллиардов долларов планируется запустить в 2027 году.

Посмотрите на 35 карт, которые изменят ваш взгляд на мир:

Смотрите удивительные карты — листайте галерею!

Вызов и шанс

Что касается России, то возрастающая роль водорода в мировой энергетике на первый взгляд сулит ей потерю доли на рынке. В действительности же есть шанс не только сохранить, но и упрочить свои позиции. Министр энергетики Александр Новак заявил, что Россия уже договаривается с Германией о совместных исследованиях по производству зеленой энергии — в частности, водорода. Новак подчеркнул, что, на его взгляд, углеводороды продолжат играть ключевую роль в мировой энергетике, а вот энергетический баланс в Европе может измениться.

Действительно, «водородная стратегия» ЕС подразумевает импорт огромных объемов водорода, а у России уже есть каналы его поставки. Например, для импорта водорода в Германию можно использовать существующую сеть газопроводов — в частности, газопроводы OPAL и Eugal, сухопутные продолжения «Северного потока» и «Северного потока 2». Gascade, немецкая дочка «Газпрома», на словах подтвердила принципиальную готовность использовать свои газопроводы для транспортировки водорода.

Таким образом, у России уже есть покупатель водорода и возможности по его транспортировке. Однако мощностей по производству водорода, тем более экологически чистого, в стране нет. Решить эту проблему должна дорожная карта «Развитие водородной энергетики в России» на 2020-2024 годы. Главную роль в ее реализации должны сыграть «Росатом» и «Газпром». Уже в 2024 году «Росатом» должен запустить пилотные водородные установки на атомных станциях и построить опытный полигон для испытаний водородных поездов. «Газпром», в свою очередь, должен в 2021 году разработать и испытать газовую турбину на метано-водородном топливе, а затем изучать возможности применения водорода в двигателях различных транспортных средств и в газовых установках — газотурбинных двигателях и газовых бойлерах.

Интерес к теме водорода проявляет и «НОВАТЭК». Компания объявила о подписании меморандума о взаимопонимании в целях изучения и оценки возможностей развития производственно-сбытовой цепочки поставок водорода с немецкой компанией Uniper. Компании рассматривают возможность поставки «голубого» водорода, произведенного из природного газа с дальнейшим улавливанием и хранением CO2, а также «зеленого» водорода.

Туманное будущее

По оценкам BofA Securities, к 2050 году стоимость мирового рынка «зеленого» водорода составит 2,5 триллиона долларов. Кроме того, будет создано не менее 30 миллионов рабочих мест. Однако не все разделяют столь оптимистичные прогнозы. Аналитики из Rystad Energy считают, что до водородного триумфа в энергетике еще далеко — лишь половина из запущенных в мире «зеленых» водородных проектов будет реализована до 2035 года. При этом подавляющему большинству проектов потребуется господдержка.

Помимо того, что чистая водородная энергетика требует огромных капиталовложений, существует проблема, связанная с недостатком ключевого сырья — чистой воды. По оценкам экспертов Oilprice, для производства одной тонны водорода методом электролиза нужно девять тонн воды. При этом она требует специальной подготовки и очистки. Например, чтобы подготовить одну тонну деминерализованной воды, пригодной для электролиза, нужно две тонны обычной воды. Таким образом, понадобится 18 тонн воды, чтобы произвести тонну водорода.

Также непонятно, как быть с транспортировкой водорода. Сейчас основные объемы этого топлива перевозятся морскими танкерами, но проблема заключается в выкипании продукта, даже несмотря на использование систем охлаждения. Существенно дешевле доставлять водород по трубам, однако запускать водород в действующие газотранспортные системы можно, только смешав его с природным газом, что означает дополнительные затраты на извлечение.

Еврокомиссия признает, что «чистый» и низкоуглеродный водород еще долго будет значительно дороже водорода, полученного из ископаемых источников энергии. Из хороших новостей: за последние пять лет стоимость технологии электролиза упала на 40 процентов и продолжает снижаться. BloombergNEF прогнозирует, что к 2050 году «зеленый» водород при цене доллар за килограмм станет выгоднее газа на мировых рынках и сможет конкурировать с самым дешевым углем. Но это через 30 лет, а пока путь превращения водорода в главный энергоноситель планеты только начинается.

Смотрите, как меняется наша планета:

Это тоже интересно:

Во время загрузки произошла ошибка.
Поделись с друзьями — нажми на одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
45
Reichard
А теперь коротко и без воды.
1. Чистого водорода не существует как ископаемого топлива. Тот, что выделяется в природе и то в крайне редких случаях моментально улетучивается за пределы атмосферы, ибо гравитация нашей Земли не способна удержать чистый водород.
2. Выработать его посредством электролиза, конечно, можно, и это намного разумнее, чем выделять его в процессе химических реакций. Тем не менее, количество необходимой для этого энергии нужно просто огромное. Не забываем про закон сохранения энергии, КПД всех процессов от получения до горения никогда не будет приближаться к 100%... а если быть реалистичным, оно и 20% едва ли достигнет.
3. Опираясь на тот же закон сохранения энергии можно заключить - использовать его можно ТОЛЬКО в качестве носителя источника энергии, именно как энергоячейки, но опять же, в случае с любой химией это не эффективно, в сравнении с атомным уровнем энергии.
4. Для производства нужна чистая вода. А с ней итак уже дефицит на Земле в целом. Для выделения чистой воды из океанической опять же, нужно много энергии...
ВЫВОД: технология абсолютно не эффективна с энергетической точки зрения.
Что эффективно? Солнечная энергия (уже доступно) и термоядерные энергогенераторы на базе гелий-3 (пока недоступно). Чисто и безопасно. Всё остальное - муть и заморачивание/отвлечение умов и рук от проблем, прожигание денег в пустую и человеко-часов.
СсылкаПожаловаться
Falkon
В ответ на комментарий от Сергей История переписки4
Сергей
В отличие от них, у нас есть природные и человеческие ресурсы, чтобы производить все необходимое самим. Ну да, придется обойтись без бананов и ананасов. Да и фиг бы с ними.
СсылкаПожаловаться
Фиг будет не с ними а с вами. Отсутствие технологий и рынков сбыта прямой путь к падению ВВП и деградации экономики. Вэлком в 19 век.
СсылкаПожаловаться
Олег Дудкин
Проблемы с использованием водорода, как топлива, не только в дороговизне его извлечения, но и в одной его особенности, которую учёные пока не могут понять, водород при одинаковых условиях взрывоопасен и также при этих же условиях нейтрален, т.е. его возгорание бывает происходит по неподающимся логике причинам.
СсылкаПожаловаться
Андрей Designer
Метановая энергетика будет. А метан будут вырабатывать бактерии. С водородом СЛИШКОМ много проблем.
СсылкаПожаловаться
Piterskiy
В ответ на комментарий от Ре Ал История переписки2
Ре Ал
открою вам секрет из школьного курса химии СхНу + 02 = СО2 + Н2О, то есть из выхлопной трубы ДВС тоже выходит ВОДА!
СсылкаПожаловаться
Количество *выжатой* из бензина или соляры воды - мизер по сравнению с водородным агрегатом, тут и химиком быть не надо.
СсылкаПожаловаться
Ре Ал
В ответ на комментарий от Piterskiy
Piterskiy
Для себя представил такую картину - Питер, зима, на улице мороз -25, в центре обычные пробки, но машины на водороде выдают пар и все вокруг - деревья, провода, здания покрываются ледяными наростами ). Кстати прецедент уже был - знаменитый открытый бассейн *Москва*, от него пар начал портить окружающие дома.
СсылкаПожаловаться
открою вам секрет из школьного курса химии СхНу + 02 = СО2 + Н2О, то есть из выхлопной трубы ДВС тоже выходит ВОДА!
СсылкаПожаловаться
DarkLight
В ответ на комментарий от DarkLight
DarkLight
Опять решили головы людям забить всякой ерундой. Да - топливные элементы это перспективно - настолько перспективно, что придуманы десятки лет назад, имели кучу инвестиций, а воз и ныне там - т.е. нигде. Теоретически - в далёком будущем - топливные элементы смогли бы составить конкуренцию электромобилям на других технологиях (в первую очередь - на батареях). Но не в первой половине XXI века, да и вряд ли во второй - хотя там, конечно, уже могут попытаться, отхватив 5-10% от общего рынка экологичных авто. У водородного топлива есть очень много проблем, гораздо больше, чем у чисто электрических, и часть проблем пересекается. Главная - это добыча водорода. Электролиз - это очень затратная технология - требуется очень много энергии - КПД очень низкий. Ни одна ныне существующая зелёная ЭС не сможет с лихвой дать столько энергии. Куда проще дать её в чистом виде - и зарядить электрокары на батареях. Возможно в будущем, в XXII веке - когда придёт эра термоядерной энергетики - тогда да - в топливных элементах будет толк
СсылкаПожаловаться
Но, вероятно, и батареи и альтернативные источники энергии - не будут стоять на месте - и предложат ещё более эффективные способы хранения энергии. При этом, у водородного топлива много своих побочек - это и безопасность (водород очень взрывоопасен) и водяной пар (которого будет очень много), и проблемы транспортировки водорода. Да и просто - для производства водорода нужна вода, чистая вода - а где её брать - вот и переработают всю питьевую воду в топливо - что хорошо будет. Конечно, этого не будет - поэтому топливные элементы так и могут остаться на задворках технологической истории...
СсылкаПожаловаться
DarkLight
Опять решили головы людям забить всякой ерундой. Да - топливные элементы это перспективно - настолько перспективно, что придуманы десятки лет назад, имели кучу инвестиций, а воз и ныне там - т.е. нигде. Теоретически - в далёком будущем - топливные элементы смогли бы составить конкуренцию электромобилям на других технологиях (в первую очередь - на батареях). Но не в первой половине XXI века, да и вряд ли во второй - хотя там, конечно, уже могут попытаться, отхватив 5-10% от общего рынка экологичных авто. У водородного топлива есть очень много проблем, гораздо больше, чем у чисто электрических, и часть проблем пересекается. Главная - это добыча водорода. Электролиз - это очень затратная технология - требуется очень много энергии - КПД очень низкий. Ни одна ныне существующая зелёная ЭС не сможет с лихвой дать столько энергии. Куда проще дать её в чистом виде - и зарядить электрокары на батареях. Возможно в будущем, в XXII веке - когда придёт эра термоядерной энергетики - тогда да - в топливных элементах будет толк
СсылкаПожаловаться
Управляющая Компания
водород это газ так то...
СсылкаПожаловаться
Александр Губанов
В ответ на комментарий от Саша История переписки2
Саша
Забавно то, что аккумулировать водород тоже очень проблематично...
СсылкаПожаловаться
Ещё более проблематично, что производить водород, как и аккумуляторы, ещё более вредно, чем сжигать бензин.
СсылкаПожаловаться
Сергей
В ответ на комментарий от Falkon История переписки3
Falkon
Да знакомая песня. Именно такие союзники у Северной Кореи и Ирана. Можете просто сразу ехать жить туда.
СсылкаПожаловаться
В отличие от них, у нас есть природные и человеческие ресурсы, чтобы производить все необходимое самим. Ну да, придется обойтись без бананов и ананасов. Да и фиг бы с ними.
СсылкаПожаловаться
Falkon
В ответ на комментарий от Сергей История переписки2
Сергей
Знакомая песня. "Заграница нам поможет". Как правильно сказал русский царь Александр 3, "у России есть только 2 союзника: ее армия и флот".
СсылкаПожаловаться
Да знакомая песня. Именно такие союзники у Северной Кореи и Ирана. Можете просто сразу ехать жить туда.
СсылкаПожаловаться
Сергей
В ответ на комментарий от Falkon
Falkon
То что за водородом будущее - было понятно уже 20 лет назад. Пока в России этим вопросом занимаются Чубайс и Новак, а во всём мире частные компании ждать роста произодств водорода и других наукоёмких производств не стоит. Разве что поможет Европа. Но судя по тендеции скорее вероятен сценарий изоляции и сворачивания проектов.
СсылкаПожаловаться
Знакомая песня. "Заграница нам поможет". Как правильно сказал русский царь Александр 3, "у России есть только 2 союзника: ее армия и флот".
СсылкаПожаловаться
Саша
В ответ на комментарий от Станислав Мишуткин
Станислав Мишуткин
Для тех кто не хочет читать много букв можно написать коротко. Аккумулятор для хранения электричества в промышленных масштабах изобрести не можем, поэтому будем использовать вместо него водород. Вот и весь смысл статьи. А как получить электричество без вреда для экологии это уже другой вопрос, к водороду отношения не имеет. И для автора, что за тупорылая калька с английского языка-"дорожная карта". Есть короткое и более понятное слово на русском-план. Ну или план действий. Не намного короче, за то понятнее.
СсылкаПожаловаться
Забавно то, что аккумулировать водород тоже очень проблематично...
СсылкаПожаловаться
Саша
В подобных статьях очень мало говорится об одной из главных проблемы водородной энергетике - это его хранения, особенно чистого. А проблема эта, на сколько я понимаю, более серьезная чем получение самого водорода.
СсылкаПожаловаться
Иван Селиванов
В ответ на комментарий от николай кузнецов История переписки3
николай кузнецов
Самокритично...
СсылкаПожаловаться
Стрелочник)
СсылкаПожаловаться
николай кузнецов
В ответ на комментарий от Иван Селиванов История переписки2
Иван Селиванов
Упоротый анальненок)
СсылкаПожаловаться
Самокритично...
СсылкаПожаловаться
ДАРМИДОН ЕВЛАМПЫЧЪ
В ответ на комментарий от Piterskiy
Piterskiy
Для себя представил такую картину - Питер, зима, на улице мороз -25, в центре обычные пробки, но машины на водороде выдают пар и все вокруг - деревья, провода, здания покрываются ледяными наростами ). Кстати прецедент уже был - знаменитый открытый бассейн *Москва*, от него пар начал портить окружающие дома.
СсылкаПожаловаться
Достаточно того, что с газом проблемы в обслуживании - утечки с сальников несмотря на специфицеский ароматизатор, а тут водород, искры, кислород... Как везде проводят на отшибись техобслуживание, будет бомба на колёсах. Что этого избежать, надо на выходе ещё одну камеру послежигания выхлопа ставить, как минимум.
СсылкаПожаловаться
ДАРМИДОН ЕВЛАМПЫЧЪ
В ответ на комментарий от николай кузнецов История переписки2
николай кузнецов
Так после сгорания водорода опять та же H2О...
СсылкаПожаловаться
В первые минут 5 возможно некторое количество воды и образуется, причём прямо на месте, а спустя это время, ведь нагрев никто не отменял, превратится в пар. Допускаю на выходе нечто типа холодильника, причём очень мощного, но и тогда воды будет в разы меньше чем сожженой изначально. Это по формуле реакции хорошо - безотходное производство, типа вечного двигателя, по факту же: залив ведро, на выходе возможно стакан или меньше и опять заливай, плюс расход катализатора..
СсылкаПожаловаться
Piterskiy
Для себя представил такую картину - Питер, зима, на улице мороз -25, в центре обычные пробки, но машины на водороде выдают пар и все вокруг - деревья, провода, здания покрываются ледяными наростами ). Кстати прецедент уже был - знаменитый открытый бассейн *Москва*, от него пар начал портить окружающие дома.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас