Ученые из Аквариума Монтерей-Бей начали свои расчеты с анализа данных о температуре поверхности Мирового океана с 1870 по 1919 год. Так они получили базовый уровень экстремальных температур морской среды до эскалации изменения климата. В 19 веке только 2% поверхности океана подвергались высокому нагреву. Об этом пишет Wired.
Затем исследователи сравнили полученные данные с показаниями в тех же местах, зафиксированными уже в период с 1920 по 2019 год. Они выяснили, что к 2014 году половина поверхности океана показывала температуры, когда-то считавшиеся экстремальными, — исторические максимумы были превышены. К 2019 году этот показатель составил 57%.
Зафиксированные всплески нагрева отличаются от общего повышения температуры воды, которое также вызвано глобальным потеплением. Во-первых, когда наступает зима, конкретный регион может «спуститься с пика». И расположение точек нагрева может меняться со временем, а это означает, что некоторые места пострадали раньше, чем другие. Например, хотя к 2014 году половина поверхности океана была нагрета до экстремальных температур, Южная Атлантика фактически перешагнула этот порог еще в 1998 году.
Районы, в которых было зафиксировано наибольшее количество месяцев экстремальной морской жары, — это Мальдивы в Индийском океане, Танзания на восточном побережье Африки и Микронезия в Тихом океане. Все они расположены вдоль экватора.
Вы могли заметить яркое исключение из общей тенденции к нагреву на карте выше. Тихий океан у побережья Южной Америки — это большое синее пятно на карте — сопротивляется экстремальной жаре из-за подъема холодных глубинных вод. Но ученые предупреждают, что этот факт не следует рассматривать как показатель того, что климат не затронул эту область.
Глубина океана играет большую роль в воздействии на регионы. В то время как глубина середины Тихого океана позволяет более прохладным водам подниматься вверх, более мелкие районы вокруг тропических островов не получают такого облегчения. Островные государства подвергаются дополнительному риску, потому что воды становится больше по мере того, как она нагревается. Это явление также называют тепловым расширением.
Экологические последствия повышения температуры — как с точки зрения общего потепления, так и всплесков экстремальной жары — очевидны. Виды, способные уплывать, подобно рыбам, движутся к полюсам. Но виды, которые зафиксированы на одном месте, такие как губки и кораллы, не могут перемещаться в более прохладные места — они от изменений страдают больше.
Еще больше усложняет ситуацию то, что эти экстремальные температуры часто совпадают со слабыми ветрами. Ветер играет важную роль в пищевой цепи океана, поскольку перемешивает воду, поднимая питательные вещества из глубин. Крошечные фотосинтезирующие организмы, называемые фитопланктоном, полагаются на эти питательные вещества точно так же, как растения в вашем саду полагаются на удобрения. Фитопланктон питает зоопланктон, которым, в свою очередь, питаются рыбы. Рыбу едят морские млекопитающие и морские птицы. Таким образом, потеря фитопланктона из-за сильной жары разрушает основу пищевой цепи.
И что особенно важно, фитопланктон производит большую часть кислорода в нашей атмосфере. «Реальность такова, что у нас на планете есть два легких: одно из них зеленое — леса, а другое — синее — океан. Океан поставляет более половины кислорода, которым мы дышим, — говорит Ван Хутан, ученый из Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA). — Не будет преуменьшением сказать, что океан — это бьющееся сердце нашей климатической системы, и он абсолютно необходим для поддержания жизни человека на этой планете».
По словам специалиста, единственный способ сохранить систему жизнеобеспечения Земли в рабочем состоянии — резко сократить выбросы парниковых газов. И сделать это нужно как можно быстрее.
Посмотрите, к каким изменениям на Земле причастен человек:
Это тоже интересно: