Ученые раскрыли состав наноматериала из Средневековья (фото)

Процесс создания таинственного материала под названием Zwischgold долгое время оставался загадкой. Раньше его использовали в качестве позолоты для скульптур.
Исследователи Цин Ву и Бенджамин Уоттс показывают, как выглядят сусальное золото, материал Zwischgold и серебро. Фото: eurekalert.org
Исследователи Цин Ву и Бенджамин Уоттс показывают, как выглядят сусальное золото, материал Zwischgold и серебро. Фото: eurekalert.org

Специалисты Института Пауля Шеррера (PSI) впервые смогли получить мельчайшие 3D-изображения материала, известного как Zwischgold, или средневековая позолота. Он представляет собой ультратонкую золотую фольгу, базовый слой которой состоит из серебра. Об этом пишет EurekAlert.

Материал использовался для позолоты священных фигур. Внешне он напоминает сусальное золото, но не является им. «Хотя Zwischgold часто использовался в Средние века, до сих пор об этом материале было известно очень мало, — говорит физик PSI Бенджамин Уоттс. — Поэтому мы хотели исследовать образцы с помощью 3D-технологии, позволяющей визуализировать чрезвычайно мелкие детали».

Изученный исследователями образец Zwischgold достигал размера в сотню нанометров. Рассмотрев его с помощью птихографической компьютерной томографии, они увидели тонкий и равномерно нанесенный слой золота. Он был расположен поверх базового слоя из серебра.

3D-изображения образца наноматериала показывают серебро и золото в его составе. Фото: pubs.rsc.org
3D-изображения образца наноматериала показывают серебро и золото в его составе. Фото: pubs.rsc.org

По словам ученых, многие считают, что технологии в Средневековье были развиты плохо, но наноматериал Zwischgold опровергает такие предположения. «Наоборот, это были не Темные века, а период, когда металлургия и техника золочения были невероятно хорошо развиты», — уточняют специалисты.

К сожалению, нет никаких записей о том, как производили Zwischgold в то время. «Мы считаем, что ремесленники держали свой рецепт в секрете», — говорит Цин Ву, ведущий автор исследования.

Основываясь на наноразмерных изображениях и документах более поздних эпох, историк искусства считает, что сначала золото и серебро чеканились отдельно для производства тонкой фольги, при этом золотая пленка должна была быть намного тоньше, чем серебряная. Затем две металлические фольги обрабатывали вместе с помощью специальных инструментов. Это была достаточно сложная процедура, требовавшая высокой квалификации специалистов.

Алтарь и скульптуры, созданные в 1420 году, использовали для извлечения образцов наноматериала. Фото: pubs.rsc.org
Алтарь и скульптуры, созданные в 1420 году, использовали для извлечения образцов наноматериала. Фото: pubs.rsc.org

Использование средневековой позолоты позволило экономить на золоте, оно стоило намного дороже. В то же время существовала и очень строгая иерархия материалов: например, сусальное золото использовалось для изготовления нимба у священной фигуры, а Zwischgold — для мантии. Поскольку этот материал имеет меньший блеск, художники также часто покрывали им волосы или бороды своих статуй.

Посмотрите на самые странные разработки ученых прошлых веков. Некоторые из них выглядят слишком неправдоподобно, но они действительно существовали в реальности:

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/afd06b09e87a550b42b094e11069be27/1917208/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/0b1e2f39bee643bd54f9ca4bcd52874d/1917213/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/5f6bc39496a258b71974f865f2a1fcc7/1917156/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/764c47e635cd7523d1af057248023cf6/1917212/
61фотография
Фото: Reddit
Контент недоступен