33 года назад появился «поезд номер ноль»: что стало с грозным оружием

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец» был принят на вооружение 28 ноября 1989 года. Всего было 12 составов. Вспоминаем, чем славились эти с виду обычные «товарники» и где они находятся сейчас.
БЖРК в экспозиции музея Октябрьской железной дороги на бывшем Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. Фото: George Shuklin / wikimedia.org

Создание подвижного БЖРК 15П961 «Молодец» с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) стартовало в середине 1970-х годов, говорится на сайте Минобороны России. За разработку комплекса отвечало КБ «Южное». Генеральным конструктором ракеты назначили Владимира Уткина. Его брат Алексей помогал в проектирование стартового комплекса и вагонов.

Что получилось 

БЖРК представлял собой железнодорожный состав с МБР РТ-23УТТХ (15Ж61). Обозначение по классификации НАТО — SS-24 Sсаlреl Моd 3. Комплекс состоял из следующих частей:

  • три трехвагонных пусковых модуля с МБР;
  • командный модуль в составе 7 вагонов;
  • вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;
  • два тепловоза ДМ-62.

Таких составов было 12 штук. В них входило 17 вагонов, они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или грузовые. Они курсировали по СССР и могли стрелять с любой точки маршрута, причем даже электрифицированные железные дороги не были помехой: БЖРК оснастили высокоточной навигационной системой, а железнодорожные пусковые установки — особыми устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС). Каждый из трех пусковых модулей мог выполнять свою задачу как в составе поезда, так и автономно.

Музейный экспонат РТ-23УТТХ в модификации 15Ж60 (шахтного базирования). От «железнодорожной» отличалась в основном обтекателем. Источник: militaryarms.ru

Тактико-технические характеристики 15П961 «Молодец» с МБР 15Ж61

  • Дальность стрельбы: 10 100 км;
  • Мощность заряда головной части: 10 х 0,43 Мт;
  • Вес головной части: 4 050 кг;
  • Длина (с ГЧ): 23 м;
  • Длина (без ГЧ): 19 м;
  • Диаметр корпуса ракеты: 2,4 м;
  • Стартовый вес: 105 т;
  • Скорость движения: 80 км/час;
  • Длина, ширина и высота пусковой установки: 23,6 м / 3,2 м / 5 м.

Что стало с БЖРК

Последний «Поезд № 0» — народное название замаскированных БЖРК — сняли с боевого дежурства в 2005 году. Почти все составы решили утилизировать, и только два сохранились до наших дней. Их передали на хранение в музеи.

Еще одно фото с БЖРК. Источник: Panther / wikimedia.org

Смотрите, какими разработками пополнился список современного российского оружия. Лучшая военная техника показана в нашей галерее: 

Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас