Тысячи людей, брендов и корпораций вливаются в пространство метавселенных. Bloomberg Intelligence ожидает, что рыночные возможности метавселенных достигнут $800 млрд к 2024 году. А криптогигант Grayscale оценивает этот показатель в $1 трлн в сферах электронной коммерции, оборудования, цифровых событий и рекламы. По подсчетам McKinsey & Co, к 2030 году метавселенные могут «весить» уже $5 трлн в мировой экономике.
Метатрансляции
Прямые трансляции стали самым распространенным трендом в метавселенных в 2022 году. Теперь посетители могут наблюдать в прямом эфире за событиями, происходящими в компаниях. Организаторы переносят в метавселенные выступления, дискуссии и прочие мероприятия. Так, в 2022 году в VR-формате прошла презентация новых смартфонов Samsung.
Трансляция в метавселенной позволяет участникам взаимодействовать друг с другом, а компаниям — стать ближе к пользователям. Однако пока прямые трансляции выступают лишь дополнением к основным мероприятиям за счет того, что аудитория метавселенных пока не так велика.
NFT-галереи
В 2022 году развитие цифрового искусства вышло на новый уровень благодаря метавселенным. Там стали открываться виртуальные художественные галереи — новый вид иммерсивного пространства, где художники и создатели цифровых технологий могут демонстрировать свои NFT (невзаимозаменяемые токены) коллекционерам и обычным посетителям, а также продавать их. Метапространство позволяет художникам создавать более интерактивные инсталляции, например, в 3D.
В России также запустили первую галерею NFT Stella’s Art Space (SAS). Она работает в Decentraland — платформе виртуальной реальности на блокчейне Ethereum. В галерее будут проходить персональные выставки, кураторские проекты, а также выставляться коллекции известных NFT. Работы из галереи продаются на NFT-маркетплейсе OpenSea.
Метамаркетплейсы
В метавселенных все популярнее становятся цифровые вещи, которые позволяют изменить свой аватар и выделиться в виртуальном мире. Многие известные бренды в 2022 году выпустили специальные коллекции для метавселенных. В их числе — Nike, Gucci и Adidas. Также в метавселенных появляются целые цифровые маркетплейсы. Например, гонконгская торговая площадка метавселенной премиум-класса под названием WEAR создала цифровую экосистему роскоши WEARhouse для поклонников моды, любителей искусства и коллекционеров NFT. Там можно приобрести все, начиная от одежды и заканчивая музыкальными композициями.
Кроме того, компании создают брендированные цифровые предметы, чтобы, например, раздать их посетителям своего мероприятия в метавселенной. Это становится частью их маркетинговой кампании в виртуальной среде.
Метабилеты на события
Все популярнее в метавселенных становятся POAP — протоколы подтверждения посещаемости или цифровые аналоги билетов. Это уникальные NFT, которые выдаются присутствующим в зале участникам мероприятия.
Также бренды могут использовать POAP для выстраивания долгосрочных отношений с посетителями. С привязанным к адресу кошелька NFT можно получать бонусы или неограниченный доступ к событию спустя долгое время после того, как оно прошло.
Игровые миры в VR
На фоне подъема метавселенных технологии виртуальной и дополненной реальности стали все глубже проникать в игровую индустрию и менять ее. Так, гонконгская платформа The Sandbox разработала децентрализованный виртуальный мир, в котором пользователи могут персонализировать свои аватары, управлять территориями, а также проводить мероприятия и обмениваться идеями. Внутри метавселенной работает внутриигровой служебный токен SAND на блокчейне Ethereum, с помощью которого пользователи покупают и продают цифровые активы в виде NFT. К сотрудничеству с The Sandbox постоянно подключаются новые компании. В феврале платформа заключила соглашение с известной игровой студией Ubisoft, чтобы внедрить ее персонажей в метавселенную. У Ubisoft появилась собственная площадка с интерактивными возможностями, а ее посетители получили возможность покупать персонажей и игровые предметы.
А стартап Axie Infinity из Сингапура создал блокчейн-сообщество, где игроки могут зарабатывать монеты AXS для покупки цифровых питомцев, соревнуясь с другими пользователями в играх и проходя квесты
Метанедвижимость
В метавселенных становится все более популярной покупка виртуальной недвижимости. Виртуальные объекты можно использовать по аналогии с реальными, сдавая их в аренду под разные события или организуя в них собственные проекты.
Так, канадская инвестиционная компания Tokens.com купила 116 виртуальных земельных участков в метавселенной Decentraland за 618 тысяч токенов MANA, эквивалентных на момент покупки $2,4 млн. Все эти участки расположены в квартале Fashion Street. Их теперь используют для проведения цифровых модных мероприятий и продажи виртуальной одежды для аватаров. Decentraland объявила сделку крупнейшим приобретением земли в метавселенной.
В мире The Sandbox тоже регулярно устраивают распродажи участков. Так, в метавселенной объявили распродажу земель в K-verse — виртуальном аналоге корейского квартала с местной музыкой, играми, арт-галереями и так далее.
Также виртуальную недвижимость в метавселенной Bangkokverse — цифровой копии тайской столицы — активно скупают местные крупные застройщики для перепродажи. Сам цифровой город презентуют в конце года.
Метасоцсети
Метавселенные продемонстрировали, что могут стать новой площадкой для общения, где у пользователей будет гораздо больше возможностей взаимодействовать, чем в традиционных соцсетях. Так, им доступен иммерсивный виртуальный опыт, и при этом не нужно раскрывать никакой важной информации — размещать фотографии или делиться локациями.
Например, децентрализованная соцсеть Xone на блокчейне и NFT использует дополненную реальность, чтобы позволить пользователям создавать виртуальные миры и делиться ими. Люди взаимодействуют в двух разных типах зон, называемых xones. Они выполняют функции страниц профилей, а Community Xones можно использовать для проведения мероприятий, собраний и так далее подобно группам в соцсетях. Например, пользователи могут вместе слушать музыку и участвовать в играх и развлечениях.
А организаторы соцсети BUD пытаются создать виртуальную платформу пользовательского контента (по типу американской Quora) для поколения Z. Риса Фенг, соучредитель стартапа, заявила, что «он планирует размещать виртуальные игры, персонажей и неигровых персонажей».
Работа в метавселенной
Крупные IT-компании, такие как Meta (признана в России экстремистской и запрещена), продвигают собственные приложения для полноценной работы в метавселенной. Компания уже интегрировала в свою метавселенную Horizon Worlds сервисы Microsoft: Teams, Office, Windows и Xbox. Таким образом, работники смогут присоединяться к встречам в Teams непосредственно из рабочего пространства Workrooms.
Однако и менее крупные компании начали создавать собственные рабочие пространства в виртуальной реальности. Так, консалтинговый гигант Accenture открыл метавселенную под названием The Nth Floor, которая представляет собой копии реальных офисов и позволяет HR-специалистам работать с новыми сотрудниками в VR.
Метагосударства
В январе 2023-го карибское государство Барбадос собирается открыть первое в мире посольство в метавселенной. Со временем там можно будет получить целый ряд услуг, в том числе электронные визы. Посольство заработает в Decentraland. Власти страны также подписали соглашения с платформами Somnium Space, SuperWorld и другими.
Посольство будет работать в соответствии с нормами международного права, а также Венской конвенции.
О создании цифровой копии в метавселенной задумались и в тихоокеанском островном государстве Тувалу, которое из-за глобального потепления постепенно уходит под воду. Страна намерена сделать доступными для граждан весь спектр государственных услуг. Пока проект находится в разработке.
Отдельные города уже переходят в VR. В их числе — Абу-Даби, Дубай и Сеул. Проект запускает компания Metarverse Holdings. Она планирует воссоздать реальные площадки, где люди смогут не только путешествовать, но и покупать товары в розничных магазинах, арендовать рекламные площади, посещать лекции, регистрироваться на получение документов и т. д.
Сеул уже запустил тестирование площадки Metaverse Seoul с одной локацией. Пользователи метавселенной Сеула могут создать аватары и посещать виртуальный офис мэра. В ближайшее время в метавселенной появятся университетский кампус, институт поддержки финтех-стартапов Seoul FinTech Lab, инвестиционный центр Invest Seoul, а также туристическая зона.