Российские авторизованные сервисные центры Apple стали отказывать владельцам в ремонте устройств, купленных за границей, даже если пользователь пришел с чеком, выяснили «Известия». Со стороны компании таких распоряжений не поступало, сообщили в техподдержке Apple. В Роспотребнадзоре рассказали, что, согласно закону «О защите прав потребителей», владелец гаджета имеет право потребовать ремонт в любой уполномоченной на это организации. Представители крупного IТ-дистрибьютора подтвердили, что на компьютеры бренда распространяется годовая гарантия, которая не зависит от региона приобретения устройства. Опрошенные юристы добавили, что в случае отказа его необходимо задокументировать.
Вне зоны действия
Российские авторизованные сервисные центры (АСЦ) Apple стали отказывать пользователям в ремонте фирменных устройств, купленных официально за границей, даже если обладатель гаджета пришел с чеком. Эту информацию «Известиям» подтвердили в ряде АСЦ.
Корреспондент издания обратился в несколько центров с вопросом: возможно ли сейчас отремонтировать по гарантии ноутбуки и компьютеры Apple, приобретенные официально за границей при наличии чека. В АСЦ «Доктор Смарт» сказали, что на данный момент обслуживание доступно только для тех моделей, которые официально поставлялись на территорию России.
— Если это MacBook или любой другой компьютер Apple, который корпорация не поставляла в РФ, отремонтировать его по гарантии не получится, — подтвердили в АСЦ «Серсо».
В «НБ Сервисе» добавили, что если гаджет был приобретен владельцем за границей после марта 2022 года, в РФ он не обслуживается. Аналогичным образом ответили и в АСЦ Re:Store.
Корреспондент «Известий» позвонил в техническую поддержку Apple и попросил разъяснить, как именно сейчас обслуживаются ноутбуки, которые были приобретены официально за границей, и может ли пользователь обслужить их в России в АСЦ компании.
— На компьютеры Apple распространяется годовая гарантия, которая не зависит от региона приобретения устройства. Оно проверяется по серийному номеру, и если гарантия действует, авторизованный сервисный центр должен его принять и отремонтировать, — объяснил специалист техподдержки.
В пресс-службе Invetive Retail Group, которая владеет АСЦ Re:Store, также подтвердили информацию, озвученную Apple, и сказали, что в сервисных центрах должны обслуживать устройства, купленные официально.
— В данный момент на нашем рынке владельцы официально ввезенных устройств Apple имеют право на гарантийную поддержку ввиду действия ранее подписанных договоров между производителем и авторизованными сервисными центрами, — сказала ведущий продакт-менеджер компании diHouse (занимается дистрибуцией техники. — «Известия») Любовь Морозова.
Apple подписывает договоры с сервисными центрами сроком на один год. На текущий момент есть действующие до марта договоры между Apple и авторизованными сервисными партнерами, в рамках которых должна оказываться гарантийная поддержка официально приобретенным устройствам компании, пояснила она.
Как предположила эксперт, сервисная поддержка будет реализована и по окончании срока действия текущих договоров Apple с сервисными центрами, но исключительно для официально ввезенных устройств, то есть не для поставленных по схемам параллельного импорта. В случае параллельного импорта за ввезенную технику отвечает продавец.
Отстоять права
В Роспотребнадзоре «Известиям» сообщили, что,согласно закону «О защите прав потребителей», владелец гаджета имеет право потребовать ремонт в любой уполномоченной организации. Обращение рекомендуется делать в письменном виде.
Официальные сервисные центры Apple в зависимости от своей организационно-правовой формы признаются уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, а значит, обязаны исполнять требования потребителей в отношении официально приобретенных за границей изделий, рассказал член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев.
— Если АСЦ не принимает гаджет для ремонта и обслуживания, нужно добиться письменного отказа. К сожалению, в реальности его могут не выдать, поэтому следует обратиться в сервис всеми доступными средствами связи: по SMS, сообщением в мессенджеры, на электронную почту, обычным письмом, — сказал основатель юридического партнерства «Мелешко Консалтинг» Алексей Мелешко.
Претензии к официальным сервисным центрам можно предъявить, даже если товар приобретался за границей, пояснил юрист.
— В случае если они не исполняют законные требования потребителя добровольно, на них можно пожаловаться в Роспотребнадзор или обратиться с соответствующим иском в суд, — добавил Ефим Казанцев.
Если же у потребителя возникли претензии к изготовителю или продавцу товара, то надо учитывать, что список возможных требований к ним разный. Например, от изготовителя или уполномоченных организаций, в отличие от продавцов, нельзя требовать возврата денег, обмена товара на аналогичный другой марки или соразмерного уменьшения покупной цены. В то же время в случае обнаружения в товаре недостатков, можно предъявлять требования о замене на такой же товар, безвозмездном устранении брака или возмещении расходов на ремонт, резюмировал юрист.