Почему самолеты не летают над Тибетом и Антарктидой

Если посмотреть на карту полетов воздушных судов в режиме реального времени, вроде Flightradar24, можно заметить одну интересную особенность. Среди обилия желтых фигурок на карте вы найдете несколько территорий, над которыми не будет практически ни одного воздушного судна. Особенно пустынными среди них будут выглядеть Тибет и Антарктида. Почему современные авиалайнеры избегают этих мест, как про́клятых, расскажем в этой статье.

Тибет

Как известно, современная авиация практически не знает географических границ. Однако есть территории, которые пилоты все же предпочитают облетать стороной. И одно из таких мест — это Тибет. Этот район, расположенный в Центральной Азии, представляет собой самое высокое нагорье в мире, основная территория которого возвышается над уровнем моря минимум на 4 км.

Подавляющая часть Тибетского нагорья усеяна горными цепями и системами. Например, его северный край огибает горная цепь Куньлуня, чуть южнее возвышается Хребет Тангла, который как бы разделяет Тибет на две половины, и наконец, с юга по дуге Тибет огибают Гималаи — высочайшая горная система в мире. Девять из четырнадцати самых высоких гор на планете находятся в Гималаях и именно эта особенность делает воздушное пространство Тибета труднодоступным для пролета основной массы гражданских судов.

Топографическая карта Гималаев / Wikimedia
Топографическая карта Гималаев / Wikimedia

Формально, летать над Гималаями не запрещено. Для полета авиакомпаниям достаточно получить специальное разрешение от властей Китая. Однако сделать это не так просто, так как для этого необходимо вносить изменения в конструкцию воздушного судна, а именно модернизировать кислородные установки, находящиеся на его борту. Но зачем этого требуют власти Китая?

Безопасность превыше всего

Все дело в обеспечении безопасности пассажиров. Как известно, современные лайнеры летают на высоте 10−12 км и поднимаются они сюда отнюдь не ради прекрасных пейзажей. На этой высоте сопротивление воздуха существенно ниже, что позволяет самолету быстрее набрать свою крейсерскую скорость.

Однако вместе с сопротивлением воздуха на такой высоте падает и его плотность, что в свою очередь приводит к снижению концентрации кислорода. Она становится настолько низкая, что, окажись вы так высоко за пределами обшивки самолета, вам хватило бы и 15 секунд, чтобы потерять сознание от кислородного голодания.

Кислородная маска в самолете / Wikimedia, DemonDays64, CC BY 4.0
Кислородная маска в самолете / Wikimedia, DemonDays64, CC BY 4.0

Именно для этого на каждом борту предусмотрены специальные кислородные маски, которые в случае разгерметизации салона помогают пассажирам дышать. По требованиям авиационной безопасности, кислорода в масках должно хватать примерно на 20 минут. Считается, что именно этого времени достаточно, чтобы пилоты успели опустить самолет на безопасную высоту 2−3 км, где маски уже будут не нужны.

В случае возникновения аварийной ситуации на горной местностью Тибета, снизиться до этой высоты самолет попросту не сможет. Пилотам придется пролететь не менее 500 км, прежде чем они смогут приступить к снижению. И, конечно, в этих обстоятельствах ни о каких 20 минутах уже не может быть и речи. Отсюда и столь категоричные требования китайских властей.

Авиакомпаниям же проще слегка изменить свой маршрут и облететь Тибет стороной, чем доукомплектовывать свои воздушные судна дорогостоящим оборудованием и возиться с разрешениями. Собственно, так все и поступают.

Помимо этого, есть и еще одна техническая причина: из-за малой разницы высот между вершинами гор и эшелонами трасс, на которых летает основная часть пассажирских воздушных судов над Тибетом, у самолётов больше шансов попасть в зону турбулентности. И хотя турбулентность, как явление, не представляет серьезной угрозы для безопасности современных лайнеров, сильная тряска в полете еще никому не приносила большого удовольствия.

Антарктида

Другая территория, над которой практически нельзя встретить пассажирские лайнеры — это территория Антарктики. Причин для облета южного полюса земли также хватает.

Во-первых на Антарктиде мало аэродромов. На всем континенте построено всего три взлетно-посадочные полосы, которые предназначены исключительно для доставки ученых и участников исследовательских экспедиций. Работают они нерегулярно и ориентируются в основном по фактической погоде. Само собой, в таких условиях летать над Антарктидой на постоянной основе попросту небезопасно.

Возможные маршруты пролета вблизи Южного Полюса
Возможные маршруты пролета вблизи Южного Полюса

Но главная причина даже не в этом. На самом деле полеты через Антарктиду просто не являются коммерчески-привлекательными. Исходя из географии Южного полушария, можно составить не так много маршрутов, для следования по которым следовало бы пересекать Южный полюс.

Даже если попытаться соединить прямой линией самую южную точку Южной Америки с Австралией и Новой Зеландией, маршрут все равно будет проходить севернее южного материка. Получается, что лететь через Антарктиду — только искусственно удлинять свой путь, что просто экономически нецелесообразно.