Почему самолеты не летают над Тибетом и Антарктидой

Среди обилия желтых фигурок самолетов на карте Flightradar24 есть территории, над которыми нет практически ни одного воздушного судна. Особенно пустынными среди них выглядят Тибет и Антарктида. Почему современные авиалайнеры избегают этих мест, как про́клятых, расскажем в этой статье.
Автор Hi-Tech Mail
Тибет
Антарктида
Тибет
Антарктида
Еще

Современная авиация практически не знает географических границ. Однако есть территории, которые пилоты предпочитают облетать стороной.

Тибет

Тибет — регион, расположенный на стыке Восточной и Центральной Азии. Это самое высокое нагорье в мире, основная территория которого возвышается над уровнем моря минимум на 4 км.

Подавляющая часть Тибетского нагорья усеяна горными цепями и системами. Например, его северный край огибает горная цепь Куньлуня, чуть южнее возвышается Хребет Тангла, который как бы разделяет Тибет на две половины, и наконец, с юга по дуге Тибет огибают Гималаи — высочайшая горная система в мире. Девять из четырнадцати самых высоких гор на планете находятся в Гималаях и именно эта особенность делает воздушное пространство Тибета труднодоступным для пролета основной массы гражданских судов.

Топографическая карта Гималаев / Wikimedia
Топографическая карта Гималаев / Wikimedia

Формально, летать над Гималаями не запрещено. Для полета авиакомпаниям достаточно получить специальное разрешение от властей Китая. Однако сделать это не так просто, так как для этого необходимо вносить изменения в конструкцию воздушного судна, а именно модернизировать кислородные установки, находящиеся на его борту. Но зачем этого требуют власти Китая?

Все дело в обеспечении безопасности пассажиров. Современные лайнеры летают на высоте 10−12 км и поднимаются они сюда отнюдь не ради прекрасных пейзажей. На этой высоте сопротивление воздуха существенно ниже, что позволяет самолету быстрее набрать свою крейсерскую скорость.

Однако вместе с сопротивлением воздуха на такой высоте падает и его плотность, что в свою очередь приводит к снижению концентрации кислорода. Она становится настолько низкая, что, окажись вы так высоко за пределами обшивки самолета, вам хватило бы и 15 секунд, чтобы потерять сознание от кислородного голодания.

Кислородная маска в самолете / Wikimedia, DemonDays64, CC BY 4.0
Кислородная маска в самолете / Wikimedia, DemonDays64, CC BY 4.0

Поэтому на каждом борту предусмотрены специальные кислородные маски, которые в случае разгерметизации салона помогают пассажирам дышать. По требованиям авиационной безопасности, кислорода в масках должно хватать примерно на 20 минут. Считается, что именно этого времени достаточно, чтобы пилоты успели опустить самолет на безопасную высоту 2−3 км, где маски уже будут не нужны.

В случае возникновения аварийной ситуации на горной местностью Тибета, снизиться до этой высоты самолет попросту не сможет. Пилотам придется пролететь не менее 500 км, прежде чем они смогут приступить к снижению. И, конечно, в этих обстоятельствах ни о каких 20 минутах уже не может быть и речи. Отсюда и столь категоричные требования китайских властей.

Авиакомпаниям же проще слегка изменить свой маршрут и облететь Тибет стороной, чем доукомплектовывать свои воздушные судна дорогостоящим оборудованием и возиться с разрешениями. Собственно, так все и поступают.

Есть еще и техническая причина: из-за малой разницы высот между вершинами гор и эшелонами трасс, на которых летает основная часть пассажирских воздушных судов над Тибетом, у самолетов больше шансов попасть в зону турбулентности. И хотя турбулентность, как явление, не представляет серьезной угрозы для безопасности современных лайнеров, сильная тряска в полете еще никому не приносила большого удовольствия.

Антарктида

Другая территория, над которой практически нельзя встретить пассажирские лайнеры — это территория Антарктики. Причин для облета южного полюса земли также предостаточно.

Во-первых, на Антарктиде мало аэродромов. На всем континенте построено всего три взлетно-посадочные полосы, которые предназначены исключительно для доставки ученых и участников исследовательских экспедиций. Работают они нерегулярно и ориентируются в основном по фактической погоде. Само собой, в таких условиях летать над Антарктидой на постоянной основе попросту небезопасно.

земной шар в космосе
Возможные маршруты пролета вблизи Южного Полюса Источник: Hi-Tech Mail

Но главная причина даже не в этом. На самом деле полеты через Антарктиду просто не являются коммерчески-привлекательными. Исходя из географии Южного полушария, можно составить не так много маршрутов, для следования по которым следовало бы пересекать Южный полюс.

Даже если попытаться соединить прямой линией самую южную точку Южной Америки с Австралией и Новой Зеландией, маршрут все равно будет проходить севернее южного материка. Получается, что лететь через Антарктиду — только искусственно удлинять свой путь, что просто экономически нецелесообразно.