Почему самолеты не летают над вулканами

«Нелетная погода», — мы часто слышим это определение в контексте ограничения полетов гражданских судов. Но что оно означает в случае с вулканами? Казалось бы, ну произошло где-то там извержение, что с того? Не летай над кратером — и не будет проблем! Однако на деле все не так однозначно. Чем именно опасны вулканы для самолетов, расскажем в этой статье.
Мрак и пепел
Опасные облака
Джакартский инцидент
Мрак и пепел
Опасные облака
Джакартский инцидент
Ещё
Источник: Unsplash
Источник: Unsplash

Мрак и пепел

Главную опасность для авиасообщений представляет даже не само извержение, а вулканический пепел, который разносится ветром в атмосфере и остается там во взвешенном состоянии довольно долгое время. Облака из пепла могут дрейфовать месяцами, перемещаясь на многие тысячи километров. Например, во время извержения вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году облако неосевшего вулканического пепла облетело земной шар два раза.

Это означает, что извержение, произошедшее на одном континенте, вероятнее всего будет иметь последствия и для всего остального мира. Но если для окружающей природы влияние вулканического пепла вполне объяснимо, то чем же он не угодил современным авиалайнерам?

Опасные облака

По своей структуре пепел напоминает сухой цемент, поэтому встроенные метеолокаторы самолетов, настроенные на обнаружение влаги, никак не могут его идентифицировать. Пилоты же могут принять столб пепла за обычные облака или максимум, за грозовые тучи.

Источник: Unsplash
Источник: Unsplash

Если же лайнер все таки влетает в опасное облако, турбины самолета, засасывая воздух со скоростью 150 тонн в минуту, начинают быстро забиваться сухим веществом. Под действием высокой температуры в камере сгорания пепел начинает плавиться и образует стекловидную массу, которая оседает на жиклерах топливной автоматики и охлаждающих дефлекторах лопаток турбин.

Но и это еще не все. Когда самолет пролетает сквозь облако пепла на крейсерской скорости, сухие частицы действуют на обшивку и стекла авиалайнера, как наждачная бумага, буквально сдирая краску с фюзеляжа и нарушая прозрачность ветровых стекол.

А дальше все разворачивается, как в страшном сне. Сначала один за другим отключаются турбины. Затем аварийно выключается система наддува, поддерживающая необходимое давление в салоне. Пассажиры хватаются за выброшенные перед собой кислородные маски, а пилоты пытаются реанимировать заглохшие турбины, готовясь к аварийной посадке в условиях пониженной видимости.

Джакартский инцидент

Весь этот ужас однажды уже пришлось пережить пассажирам Боинга 747 авиакомпании British Airways. Случай, также известный, как Джакартский инцидент, произошел 24 июня 1982 года в небе над островом Ява. Борт выполнял межконтинентальный рейс из Лондона в Окленд и влетел в столб пепла, поднявшийся в небо после извержения вулкана Галунггунг. На высоте около 12300 метров у лайнера произошел отказ всех 4 двигателей, после чего он начал планировать, быстро теряя высоту.

Пилоты предприняли несколько безуспешных попыток перезапустить турбины и уже начали готовить судно к аварийной посадке в океан. Однако примерно через 13 минут бортинженеру все же удалось запустить сначала один, а затем и остальные двигатели, после чего рейс успешно приземлился в аэропорту города Джакарта. Никто из 263 пассажиров тогда не пострадал, однако после произошедшего информация об извержении вулканов стала оперативно передаваться всем авиационным службам.