MVNO существуют в России с 2000-х годов и юридически являются только дилерами сотовых операторов. До сих пор они были вынуждены продавать услуги связи используя сеть других операторов и их номерную емкость. В 2008 году была разработана законодательная база для работы таких операторов. Летом 2009 начали выдавать первые лицензии. Приказ о выдаче виртуальным операторам собственной номерной емкости Минкомсвязи подписал в конце лета.
Дмитрий Рябинин, главный аналитик Hi-Tech@Mail.Ru:
Несмотря на замысловатость термина "виртуальный оператор", работает все довольно просто. Покупается трафик у обычных операторов оптом, а потом продается в розницу конечным потребителям. Это позволяет избежать больших капиталовложений и при этом заработать на разнице. Виртуальные операторы сами придумывают тарифы, варианты дистрибуции и т.д. Все это позволяет создавать нишевые предложения, которыми они собственно и ценны.
В России этот рынок существует уже около 10 лет, но его развитие сдерживалось использованием номерной емкости операторов предоставляющих фактическую услугу абоненту. Выделение номерной емкости для виртульаных операторов позволит оживить этот рынок. Собственно только сейчас можно говорить о появлении полноценных MVNO операторов. Раньше они были лишь дилерами большой тройки и других крупных игроков, просто со своими микробрендами.
Полагаю, что уже в следующем году мы увидим большое количество нишевых предложений от этих игроков рынка связи (приезжим, интернетчикам, путешественникам, корпоративщикам и т.д.). Безусловно конкуренция всегда в плюс. Но что касается тарифов, то в данном случае какого-то заметного снижения не предвидится. Большие операторы не дадут демпенговать на своем трафике. Упор будет именно на предложение нишевых пакетов, в первую очередь для корпоративных пользователей и приезжих.
Возможно, в результате мы увидим заметных игроков на рынке MVNO. Сейчас крупных известных вирутальных операторов, которых бы узнавали и знали в массовом масштабе, нет. А это говорит о том, что рынок пока в зачаточном состоянии.