Марк Цукерберг основал книжный клуб в Facebook

31 декабря руководитель Facebook Марк Цукерберг решил выбрать личную цель на 2015 год (т.н. personal challenge) при помощи пользователей своей социальной сети. Всего с предложениями в комментариях к посту Марка выступили порядка 50000 человек. В прошлом Марк сам ставил себе цели: «Выучить китайский», «Встретиться с человеком, не работающим в Facebook», «Стать вегетарианцем (или есть мясо животных, убитых лично мной)»... В этом году по результатам опроса Цукерберг решил основать книжный клуб, для участия в котором вам понадобятся лишь мобильный клиент Facebook, приложение-«читалка» и знание английского.

По словам Цукерберга, больше всего ему советовали читать книги, и поэтому в 2015 году он будет читать по книге в неделю — и делиться впечатлениями со своими 23 миллионами фолловеров. Для обсуждения книг Марк создал страницу A Year of Books, которую к настоящему моменту полайкали 127 255 человек. Первой рекомендованной Марком книгой стала публицистическая — «Конец власти» (The End of Power) венесуэльского политика и журналиста Мойcеса Наима. Kindle-версия трактата о современной дистрибуции власти стоит 9 долларов на Amazon — хотя многие последователи Цукерберга по совершенно необъяснимым причинам спрашивают, «где купить бумажную версию». Версию в бумажной обложке уже раскупили на Amazon: вполне возможно, что это будет самое большое коллективное чтение одной книги в истории человечества.

Главный конкурент Цукерберга — отставная американская телеведущая Опра Уинфри, сначала рекомендовавшая книги для чтения в своем токшоу (в частности, «Дорогу» Кормака Маккарти), а потом основавшая виртуальный Oprah’s Book Club 2.0. Официальной Facebook-страницы у клуба Опры нет, но у самой телеведущей 10 миллионов последователей (не считая 3 миллионов на странице канала Oprah Winfrey Network). Ранее рекомендованные Опрой книгой неминуемо становились бестселлерами, что получило название «эффекта Опры» у книгоиздателей и было освещено в одной из серий мультсериала South Park. Вполне возможно, что с 23 миллионами последователей Марка явление скоро будет переименовано в «эффект Цукерберга» (и обязательно окажется осмеянным в следующем сезоне South Park).