Американский космический корабль будущего гниет на заднем дворе (фото)

X-34 когда-то должен был обеспечить США более дешевый и быстрый доступ в космос. Почти 20 лет назад программа была закрыта, а три созданных в ее рамках никому не нужных корабля гниют на свалках.
Григорий Матюхин

Основная заслуга нескольких прототипов X-34 в том, что они протоптали дорожку для чрезвычайно успешного орбитального самолета X-37B (один из них до сих пор выполняет миссию в космосе). Удивительно, но сейчас эти «исторические» аппараты не находятся в музеях и не служат тренажерами для будущих специалистов аэрокосмической отрасли. Вместо этого X-34 разбросаны по свалкам и ржавеют на чьем-то заднем дворе (смотрите фото в галерее).

НАСА запустило программу подготовки запусков Х-34 в 1996 году. Основная цель заключалась в разработке прототипа, на котором можно было бы быстро опробовать новые технологии для будущего недорогого многоразового космического корабля. Стояла задача снизить цену за фунт (около 0,5 кг) полезного груза, отправленного на орбиту, с 10 000 до 1000 долларов при общей стоимости полета не более 500 000 долларов.

Первый X-34 в легком композитном корпусе увидел свет в 1999 году. Суборбитальный образец длиной более 17 метров с размахом крыльев почти 9 метров обладал множеством различных функций. В машину, предназначенную для многократных полетов в космос, были встроены многоразовые топливные баки и специальная тепловая защита для высокоскоростного полета.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/75eaa0e0351f214ae53af85c68a51c4d/1651359/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/4ebc0897b5fb206377b17d6279dc37f5/1651358/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/c18398104589e865681ac3c85f925db0/1651357/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/878de22d52e53e6804ab0c96a813a866/1651355/
26фотографий
Вот каким он был — и вот, что с ним стало. 20 лет "жизни" X-34 в фотографиях.

X-34 был оборудован инерциальной навигационной системой с GPS, автоматизированной системой контроля состояния бортового электронного оборудования и целостности аппарата, а также его общего курса и летных характеристик в течение всего полета. Он мог садиться горизонтально, на обычную полосу.

От Х-34 ждали гиперзвуковых скоростей около 8 чисел Маха, он должен был выполнить по крайней мере 25 полных миссий. Всего было изготовлено 3 аппарата. Но в 2001 году НАСА официально закрыло программу X-34, чтобы высвободить финансирование для другой высокоприоритетной разработки. В 2007 году аппараты находились в ангарах в пустыне Мохаве.

В итоге кладбищем для аппаратов является жилой двор на периферии Ланкастера, штат Калифорния, примерно в 25 милях от их предыдущего дома на базе ВВС Эдвардс — их просто бросили у подрядчика, который должен был перевезти их в другую часть страны. Запасные части и фрагменты планеров превратились в отходы и лом. Печальный конец довольно краткой жизни.

Фотографии опубликованы изданием The Drive. Наконец, следует сказать, что в России также очень много подобных брошенных аппаратов, особенно советской эпохи. Смотрите в галерее ниже:

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/4252bc5fcab22ec90cd59b27d848707d/1236308/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/ffd1f21f35b59b4718a5d1c87f2e0493/1236306/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/818580ae925fa1bb0976e58d47f1f5ae/1236095/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/0b19ac6116f42b6bb78a9d62ea4c4478/1236090/
42фотографии

Читайте также: