АКИТ: темпы роста ритейла в России замедляются

3 октября 2014 года состоялся пресс-брифинг Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на котором Денис Людковский, президент АКИТ, рассказал об итогах первого полугодия в российском e-commerce.

По данным АКИТ, темпы роста ритейла офлайн и онлайн в России замедляются. При этом АКИТ прогнозирует рост объема продаж в 2014 году до 26 триллионов рублей. В первом полугодии 2014 года суммарный рост ритейла составил 11,9 триллионов рублей, что на 9,1% больше по сравнению с первым полугодием 2013 года.

Россия является No1 в Европе по количеству пользователей Сети интернет (порядка 70,7 миллионов интернет-пользователей), при этом только 50% пользователей совершают покупки в онлайн, тогда как в Евросоюзе - около 60%, в Штатах - более 70%, а в Великобритании - более 80%. Больше всего российских интернет-пользователей по-прежнему сконцентрированы в Центральном федеральном округе (ЦФО), однако остальные регионы демонстрируют уверенный рост и их значимость возрастает. По росту интернет-покупателей лидируют Сибирский федеральный округ (СФО) (11,8%) и Приволжский федеральный округ (ПФО) (рост на 8,1%). АКИТ связывает это с развитием мобильного интернета.

Покупатели в России по-прежнему предпочитают оплачивать товары наличными деньгами — 69% расчетов, хотя в 2013 году наличными деньгами расплачивались более 80%. Оплата банковскими картами в первом полугодии 2014 составила 14% от всех платежей. Среднегодовые затраты одного интернет-покупателя в России составляют около 830 долларов, а в США - порядка 1850 долларов. Средний чек в России - 75 долларов, в то время как в США - 119 долларов. В России покупатель совершает в среднем 10 покупок в год, а в США - 18. Таким образом, потенциал роста e-commerce в России сохраняется и в размере среднего чека, так и в количестве совершаемых покупок.

Самым популярным способом доставки в первом полугодии 2014 года стала курьерская доставка. 33% — доставка почтой России за счет ощутимой доли проникновения e-commerce в регионах.

В Рунете в первом полугодии функционируют порядка 40 000 магазинов, 5% которых обслуживают 90% всего объема заказов. Лидирующую долю продаж в Сети интернет занимают электронные товары и бытовая техника, на втором и третьем месте - одежда и обувь, а также автозапчасти.

Объем продаж в сегменте «Электроника и бытовая техника» (на него приходится максимальный объем продаж) вырос на 32% по сравнению с первым полугодием 2013 года и составил около 68 миллиардов рублей в первом полугодии 2014 года. Темпы роста в этих категориях в среднем выше, чем в e-commerce в целом. Доля e-commerce в ритейле в категории «Электроника и бытовая техника» демонстрирует стабильный рост и составляет 13%, тогда как доля e-commerce в целом в ритейле составляет 2,3%. Наиболее популярные категории товаров сегмента «Электроника и бытовая техника» — компьютеры и ноутбуки (35% от объема продаж в сегмента), однако их рост в первом полугодии 2014 года был отрицательным (-12,5%). Быстрее всего - на 39% - растут продажи категории «Телефоны и смартфоны» (в эту категорию входят и планшеты).