Нобелевский лауреат: iPhone могли изобрести в России

Лауреат Нобелевской премии по физике, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук и депутат Госдумы Жорес Алферов уверен, что iPhone могли создать в России. Причиной тому, что этого не у нас, он называет развал Советского Союза и, как следствие, замедление развития научно-технического прогресса.

Высокотехнологичное производство в СССР развивалось активно и прогресс позволил бы ученым создать один из самых популярных смартфонов в мире в России, а не США: «Что основа в iPhone в конечном счете? Это элементная база. Кремниевые чипы – да, они впереди. Могло быть и у них. Но мы повторяли их с небольшим отставанием. А дальше – СВЧ-транзистор на гетероструктурах, использование всякой светодиодной техники. Гетероструктуры мы сделали раньше. Мы опытное производство сделали раньше».

Жорес Алферов подчеркивает, что именно iPhone мог бы и не стать российской разработкой, однако создать конкурентный аппарат приблизительно в то же время могли бы и в России, если бы развитие науки не замедлилось из-за политической нестабильности после развала СССР: «Я не могу сказать, что мы раньше, но мы могли делать iPhone одновременно. И могли производить не уступающий по своим параметрам».

При этом он говорит, что происходившие события, в случае их возникновения в других государственных образованиях, привели бы к тем же последствиям – это удар под корень по экономике, по жизни, по всему: «Если бы Соединенные Штаты Америки, представьте, разделили бы на 15 независимых государств: какая была бы катастрофа для США. Они превратились бы в ничто».

Физик подчеркивает, что в условиях планомерного развития гаджет такого рода не появился бы и в СССР, необходимо было бы «несколько менять свой подход», который соответствовал существующим реалиям. Он даже говорит о том, что транснациональные высокотехнологичные компании могли бы возникнуть именно в России, причем такой потенциал наблюдался у многих предприятий: «Созданные нами высокотехнологические отрасли промышленности были основой развития страны. Там был военный плюс — это другое дело, но каждое из десятков оборонно-промышленных министерств могло стать транснациональной компанией».

В то же время, он говорит, что научно-технический прогресс всегда имеет и отрицательные стороны: «Научные открытия стали основой информационных технологий. А как эти информационные технологии используются?! Для обдуривания народа. Это тоже результат».

«Единственный мирный способ возрождения страны — возрождение высокотехнологичных отраслей экономики и, следовательно, востребованность науки, научно-исследовательских разработок», — заключает лауреат Нобелевской премии.

Возможно, вас заинтересует: