В России начался скандал из-за «Черной пятницы»

Российские организации решили выяснить отношения, чтобы доказать, чья пятница чернее. В России существует компания Black Friday, запатентовавшая одноименный бренд, а Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) ежегодно проводит акцию «Черная пятница», правда, в этом году решила назвать ее «Настоящая черная пятница». Кто же прав?

Что такое «Черная пятница»

«Черная пятница» — американская традиция. В первую пятницу после Дня благодарения в США (его отмечают в четвертый четверг ноября) ритейлеры устраивают распродажи с огромными скидками. За возможность сэкономить американцы порой даже дерутся, у магазинов выстраиваются многометровые очереди.

В Китае существует аналог черной пятницы — День холостяка. Этот праздник отмечают 11 ноября (11.11), и скидки, конечно же, действуют для всех покупателей, независимо от пола и семейного положения. Очереди также выстраиваются приличные, а вот со скидками бывает по-разному — порой продавцы откровенно обманывают покупателей.

Путаница с датами

В этом году 11 ноября пришлось на пятницу, и многие ритейлеры (и в России, и за рубежом) решили неформально присоединиться к распродажам в честь китайского Дня холостяка, устроив «Черную пятницу» на две недели раньше. Акция же АКИТ (российской Ассоциации компаний интернет-торговли) пройдет 24 и 25 ноября (в четверг и в пятницу) под названием «Настоящая черная пятница».

Кому же принадлежит «Черная пятница» в России

Бренд Black Friday в январе 2016 года зарегистрировало ООО «Блэк фрайдэй» из Москвы, причем заявку компания подала ещё в 2013 году. Свою акцию она проводит в последнюю неделю ноября, участие платное: есть схема «Оплата за заказ», в которой сумма зависит от товарной категории, и фиксированная цена — от 40 тыс. рублей.

Акции в честь черной пятницы в России проводят АКИТ и ООО "Блэк фрайдэй"

ООО «Блэк фрайдэй» уже подала в суд на ООО «Эксперт таун» за то, что компания незаконно использовала бренд. Исковая сумма — 1,5 млн рублей, дело слушается в Арбитражном суде Санкт-Петербурга. Впрочем, и в адрес ООО «Блэк фрайдэй» был подан иск — в мае 2016 года «М.Видео» пыталась опротестовать регистрацию товарного знака, но суд дело рассматривать не стал, порекомендовав обратиться в Роспатент.

АКИТ ежегодно проводит акцию, привязанную к «Черной пятнице», но определенный бренд регистрировать не собирается. В этом году акция пройдет под названием «Настоящая черная пятница», «М.Видео», кстати, примет в ней участие. PR-директор АКИТ Юлия Галеева отмечает:

Мы не хотим называть кого-то мошенниками или как-то еще. И вообще не комментируем эту историю с юридической точки зрения. Мы за то, чтобы каждая компания проводила свою распродажу. И совсем не хотим быть монополистами, которые перетягивают на себя одеяло. Черная пятница для всех. Что касается деталей, то для членов АКИТ участие в нашей «черной пятнице» бесплатное. И теоретически они могут принимать участие и в других черных пятницах. Однако сами члены АКИТ в знак солидарности решили поддержать нас. Но, подчеркну, какого-то запрета на участие в других акциях у нас нет.
Юлия Галеева
PR-директор АКИТ

Как обманывают в черную пятницу

Hi-Tech Mail.Ru ежегодно анализирует распродажи, которые ритейлеры проводят в «Черную пятницу» и в рамках других глобальных акций. В этом году особенно «отличился» Aliexpress — множество продавцов сначала подняли цены на товары, а затем объявили фантастические скидки. Но гораздо обиднее, если скидку делают, но товар всё равно стоит дороже, чем у конкурентов.

Ещё один вариант — чтобы получить скидку, нужно доплатить за промо-код. Скидка, конечно, в итоге будет, но осадок останется. Кроме того, иногда продавцы завышают цены на стоимость доставки, но и оплату доставки требуют с покупателя.

О других примерах обмана читайте в материалах Hi-Tech Mail.Ru: здесь, здесь и на этой странице.

Смотрите видео, как обманывают покупателей магазины: