Отечественные операторы будут продавать данные о пользователях банкам

Операторы сотовой связи придумали, каким образом можно использовать большие данные не только для ведения статистики об абонентах, но и зарабатывать на информации непосредственно. Компании будут оценивать своих абонентов как потенциальных заемщиков средств и продавать полученные данные банковским организациям.

«Вымпелком» и МТС запустили пилотный проект, в рамках которого на основании разнообразной потребительской информации об абонентах формируют их оценку как потенциальных заемщиков, сообщает «Коммерсантъ». «Вымпелком» действительно находится на стадии пилотного проекта по банковскому скорингу с рядом известных российских банков,Впрочем, пока о коммерческой эксплуатации говорить рано, необходимо дождаться результатов», — подтвердила изданию информацию представитель оператора Анна Айбашева.

В МТС уже даже провели оценку пользователей в рамках тестирования с несколькими банками, сейчас завершают реализацию технического решения по оценке рисков заемщика и планируют предложить готовый продукт до конца года. А вот «МегаФон» заверяет, что работает с большими данными с 2013 года, но коммерциализировать информацию напрямую пока не считает приоритетом: «Мы решили сконцентрироваться на практическом применении анализа «больших данных» к основному бизнесу: с точки зрения оптимизации затрат и улучшения обслуживания».

МТС планируют предложить готовый продукт до конца года

Как сообщает источник, «Вымпелком» намерен использовать не только информацию о платежах клиента за мобильную связь и оплате услуг со счета мобильного оператора, но и данные, полученные с помощью геолокации. Это позволит получить такие данные, как использование личного транспорта, место покупок и выезды за рубеж: «Понятно, что, если клиент пытается взять кредит на автомобиль премиум-класса, но ни разу не ездил за границу, живет в спальном районе и регулярно осуществляет покупки в магазинах экономкласса, его доходы могут быть не настолько высоки, как он заявляет». Кроме того, информация может суммироваться по окружающим гаджетам, чтобы понимать контингент общения потенциального заемщика.

В «Вымпелкоме» данную информацию комментировать отказались. В МТС заявили, что будут оценивать риски заемщика на основе анализа данных о его отношениях с оператором — например, частоты смены номера, количества вхождения в блокировку номера, регулярности пополнения баланса. Другие параметры компания будет готова раскрыть ближе к запуску проекта.

Представители банковской отрасли воодушевлены такого рода проектами, так как считают информацию полезной, пусть и в качестве дополнительных данных о клиенте: «Это, конечно, не замена данным бюро кредитных историй, так как не может показать кредитную нагрузку заемщика, а также его платежную дисциплину...однако банку интересна любая дополнительная информация о нем».

Если же касаться вопроса правомерности такого взаимодействия между банками и операторами, управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев уверен, что рисков нет ни для первых, ни для вторых: «Закон «О персональных данных» не запрещает юрлицам обмениваться некоей цифровой комбинацией по конкретному абоненту, если на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам есть согласие клиента».

«Вымпелком» при этом утверждает, что банки получают только обезличенный скоринговый балл, информация об оказываемых услугах и сами персональные данные не разглашаются. При этом банки должны будут получить отдельное согласие потенциального заемщика на обработку данных операторами, отмечают в «Вымпелкоме» и МТС, а сами операторы — отдельное согласие от абонентов.

Информация такого рода должна легко монтироваться самими абонентами

Глава Международной конфедерации обществ потребителя Дмитрий Янин уверен, что информация такого рода должна легко монтироваться самими абонентами: «Операторы должны сделать публичной методику расчета такой оценки и конкретные параметры, на основании которых она формируется, чтобы заемщик не лишался права на кредит только потому, что не тратит деньги в дорогих ресторанах или оказался в обществе финансово недисциплинированных коллег. Кроме того, у абонента должно быть право получить от оператора информацию о том, кому и когда тот ретранслировал свою аналитику и какую оценку присвоил».

Практика получения информации операторами на основе больших данных распространена в мире, однако сами абоненты не всегда рады такому подходу, так как считают, что данные, собранные операторами, могут им навредить. Каким именно путем пойдут отечественные операторы, если пилотные проекты себя оправдают, мы узнаем уже в ближайшее время.

Возможно, вас заинтересует: