Дешевые смартфоны завоевывают российский рынок. Комментарии экспертов

Российская сеть бытовой техники и электроники "М.Видео" сообщает о сокращении в своем ассортименте доли классических мобильных телефонов — в последнее время они уступают под напором недорогих смартфонов. Так, в первом полугодии 2013 года доля смартфонов в продажах мобильных телефонов и смартфонов в "М.Видео" выросла до 70% (с 50% в первом полугодии 2012 года, данные в натуральном выражении). При этом, по оценкам аналитиков сети, доля смартфонов на рынке по итогам полугодия составила около 42%.

Параллельно с ростом доли смартфонов происходит и перераспределение долей брендов внутри категории. Доли ведущих A-брендов сокращаются на фоне усиления позиций В и С- брендов — OEM-производители доминируют в сегменте смартфонов стоимостью 3000—5000 рублей и вытесняют классические мобильные телефоны. При этом продажи А-брендов в штуках и деньгах демонстрируют положительную динамику за счет ввода новых флагманских моделей и развития сегмента смартфонов с большой диагональю (более 5 дюймов).

"Сегодня смартфон из статусного устройства превратился в вещь первой необходимости, в неотъемлемый атрибут нашей жизни. Рынок смартфонов растет за счет увеличения объема, покрытия, спроса. Устройства B-брендов значительно укрепили свои позиции и подтянулись к сегменту А-брендов с точки зрения технологий. Экосистема программ и приложений в смартфонах бюджетного ценового сегмента уже работает на уровне, сопоставимом с более дорогими устройствами", — рассказал Энрике Фернандес, коммерческий директор "М.Видео".

За май-июнь 2013 года доля С- брендов в продажах сети выросла с 2% до 8%. В большинстве эти бренды выпускают бюджетные смартфоны стоимостью от 2 до 5 тыс. рублей.

Подобная ситуация наблюдается не только у "М.Видео", но и у других российских ритейлеров. Мирсамед Сеидов, старший менеджер отдела закупок сети Media Markt, прокомментировал рост популярности смартфонов B-брендов для Hi-Tech.Mail.Ru:

"На российском рынке доля продукции B-брендов стабильно растет, занимая около 20% в штуках и 10% в деньгах (так как средняя их стоимость заметно ниже продукции А-брендов, часто при схожей производительности и функциональности). По итогам года их доля в деньгах, по нашим оценкам, не превысит 15%. По сравнению с прошлым годом доля в штуках выросла почти вдвое, но в деньгах относительно незначительно, лишь на четверть: рынок наполняется бюджетной продукцией B-брендов. А-бренды, понимая перспективы сегмента недорогих смартфонов, стараются не отставать от спроса.

Если А-бренды вкладывают значительные средства в продвижение собственной продукции, в том числе в телевизионную рекламу, интернет и др., то В-бренды не имеют достаточных на это средств, но чаще всего определяющим фактором при покупке их продукции является цена, соотношение цена/характеристики: при той же или даже более высокой функциональности продукция В-брендов обычно стоит заметно дешевле аналогов от Samsung, Sony или HTC. За те же деньги покупатель получает экран большей диагонали либо больше встроенной памяти, более мощный процессор.

Можно встретить, например, отдельные модели с аккумуляторами вдвое большей емкости по сравнению со среднестатистическим смартфоном (производители А-брендов такие не устанавливают, так как это заметно увеличивает толщину устройства). Есть большое количество людей, для которых эти характеристики важнее логотипа на корпусе устройства. Причем работают такие смартфоны часто ничуть не хуже именитых конкурентов. Но и процент брака у них несколько выше, однако это легко преодолевается наличием гарантии и становится скорее проблемой компании-продавца.

Продажи В-брендов наиболее значимы в сегменте до 12 тыс. рублей в целом и до 8 тыс. руб. в особенности. Продаются они практически везде, более успешны в регионах страны, нежели в столице в силу сравнительно низких цен".

Ситуацию комментирует Дмитрий Рябинин, главный аналитик Hi-Tech.Mail.Ru:

"Последние несколько лет средняя цена смартфона на мировом рынке снижается, и Россия не является исключением. Локомотивом этой тенденции стали китайские производители, которые предлагают очень доступные Android-модели на процессорах MTK. Благодаря таким решениям местный рынок быстро стал крупнейшим в мире, обогнав США. Китайские производители имеют существенно меньшие затраты, особенно на маркетинг и R&D, поэтому тенденция сохранится.

A-брендам приходится подстраиваться под новые правила игры и тоже снижать цены. В итоге покупатели в выигрыше. Сейчас можно купить продвинутые Android-смартфоны с Full HD экранами за 10—15 тыс. рублей. Обратной стороной является отсутствие инноваций, подобные модели очень похожи как внутри, так и снаружи. Демпинг на современном рынке тормозит прогресс, производители стараются вывести продукт как можно скорее и дешевле.

На мой взгляд, сильной стороной A-брендов остается их технологичность. Покупая дорогой смартфон известной марки, вы переплачиваете за аппаратные и программные фишки, которых нет у китайцев. Кроме того, известные марки дорожат своим брендом и больше внимания уделяют тестированию, сервису и поддержке. А вот по дизайну за последние два года китайцы уже догнали именитые марки, некоторые из них даже работают с европейскими дизайнерами.

В целом, китайская угроза для известных компаний сейчас как никогда серьезна. Если A-бренды не будут развиваться и постоянно придумывать что-то новое, то через 2-3 года они рискуют серьезно уступить Lenovo, Huawei и другим новым игрокам. Особенно это критично для Nokia, которая сейчас сохраняет продажи в основном за счет недорогих телефонов".