F-35 был одним из самых амбициозных проектов в истории американской авиации. Многофункциональный малозаметный истребитель разрабатывался сразу в трех вариантах:
- истребитель наземного базирования для нужд ВВС США
- истребитель с укороченным взлетом и посадкой для корпуса Морской пехоты
- палубный истребитель для базирования на авианосцах
Однако проблемы с ним начались еще на этапе проектирования. Вместо 5 отведенных на разработку лет военным пришлось ждать все 10. Стоимость машины также превысила все ожидания. 110 миллионов долларов за штуку — это, конечно, немного дешевле, чем предшественник F-22, но перед разработчиками стояла задача снизить стоимость одной машины до уровня F-16, который обходится армии США в 34 миллиона.
С начинкой тоже не все в порядке. Двигатель машины имеет ряд ограничений, из-за которых конструкторам пришлось снизить вдвое допустимую перегрузку при повороте и уменьшить темпы набора скорости.
Как следствие — F-35 маломаневренный и в ближнем бою уступает тому же F-16. Летчики-испытатели в своих отчетах жаловались на недостаток пространства и плохой обзор в кабине.
Помимо всего вышеперечисленного, тесты выявили выход из строя различных систем при температуре ниже минус 15 градусов и периодические отказы системы катапультирования и системы кислородного снабжения.
«Начиная с 2015 года истребители F-35 преследуют бесконечные отказы электронных систем, сбои бортового оборудования и силовой установки, а некоторые критические уязвимости, включая внезапно обнаруженную гипоксию у летчиков, не устранены на всех поставленных заказчику машинах до сих пор», — говорит авиационный инженер Валентин Соколов.
Итоги тестов заставили Пентагон снизить объёмы закупки F-35. Эксперты говорят, что американские военные стали заложниками собственной амбициозности. Примерно до середины 2030-х годов у американских ВВС не будет достойной альтернативы F-35.
Смотрите также мощные фото в галерее «Не скрытая угроза: самое мощное современное оружие России»:
Это тоже интересно: