Термин "Киберпонедельник" перекочевал в российскую реальность из американской сферы интернет-торговли и явление для России новое. Помимо различных особенностей в законодательной области и нюансов налогообложения, диктующих ритейлерам свои законы ценообразования, у российского "Киберпонедельника" совершенно иная календарная дата.
Объясняется такое смещение очень просто: "высокий" и "низкий" торговые сезоны у нас и на Западе не совпадают. Пик покупательской активности в России не замирает вплоть до Нового года, а в конце января – самое время задуматься о покупках вожделенной электроники и гаджетов, для многих потребителей стимулом являются и будущие праздники - 23 Февраля и 8 Марта. В этом году "Киберпонедельник" придется на 26 января. Организует его Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
По словам исполнительного директора АКИТ Виталия Жигулина, цель проведения акции - продвижение традиции онлайн-распродаж в России, а также повышение потребительского доверия к российской интернет-торговле. "В 2013 году в Киберпонедельнике участвовали 6 компаний-членов АКИТ, а в 2014 —уже более 100 магазинов, из которых 13 — члены Ассоциации. Для удобства потребителей в день проведения акции на базе АКИТ будет работать горячая линия", - рассказывает Виталий Жигулин. Отметим, что в этом году в акции участвуют те же 13 компаний-членов АКИТ и более 40 компаний, не входящих в ассоциацию. Похоже, что "Киберпонедельник 2015" будет не таким масштабным, как в прошлом году, и на фоне ослабления рубля это кажется вполне естественным. Однако не столько важно количество интернет-магазинов, сколько уровень предложенных ими скидок.
"По опыту прошлого года в среднем процент скидки составил 40% на различные категории товаров, максимальный — 92% в категории «Аксессуары»", - говорит исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин
"По опыту прошлого года в среднем процент скидки составил 40% на различные категории товаров, максимальный — 92% в категории «Аксессуары»", - говорит Виталий Жигулин, вселяя веру в хорошие скидки. "Оборот акции составил около млрд руб. в 2014 году против 352 млн руб. в 2013-м. Средний чек в день акции "Киберпонедельник 2014" — 4000 руб. Количество заказов, по данным участников, в среднем возросло в 3 раза по отношению к обычному дню".
Правда, есть одно но. В связи с текущей экономической ситуацией и колебаниями курса рубля многие производители вынуждены корректировать цены. При этом, хотя у АКИТ в требованиях имеется пункт о том, что цена дисконтного товара во время акции должна быть меньше исходной, товарные категории и размер скидок интернет-магазины, которые примут участие в акции, определяют самостоятельно. А потому сказать точно, что нас ждет, могут только сами ритейлеры.
Представитель "М.Видео" сообщает, что компания ожидает от "Киберпонедельника-2015" повышения спроса в традиционный период потребительского затишья в январе, а потому скидки будут и будут "заметными". "Мы уже отобрали самый популярный ассортимент и постараемся дать на него лучшее предложение на рынке. К сожалению, из-за роста цен скидка по сравнению с докризисными ценами может казаться не столь существенной, но для покупателей это будет отличная возможность сделать покупку без ажиотажа и предновогодних очередей", - рассказывает представитель компании и замечает, что "Киберпонедельник" не направлен на достижение "каких-то определённых экономических показателей": "Его задача шире – объединить легальный российский е-коммерс, показать удобство совершения покупок онлайн в самых разных сегментах – именно поэтому "Киберпонедельник" проходит под эгидой АКИТ".
"М.Видео": Лучшие предложения на самый популярный ассортимент
Вице-президент по операционной деятельности компании "Эльдорадо" Павел Новак обещает, что будет приложено "максимум усилий", чтобы клиенты увидели выгодные скидки, ведь обычно в период проведения подобных акций фиксируется двойной рост посетителей интернет-магазина. "В этот раз мы планируем предоставить значительные скидки на товары, которые пользуются особым спросом у покупателей, в первую очередь на крупную и мелкую бытовую технику, новые категории – товары для детей, DIY, а также другие категории", - рассказывает представитель компании. К сожалению, о скидках на смартфоны, планшеты и другую хай-тек продукцию упомянуто не было.
"Эльдорадо": Будет приложено максимум усилий, чтобы предложить клиентам выгодные скидки
А вот "Юлмарт" планирует предоставить клиентам скидки от 5 до 50% на более чем 5000 товаров. Это первый "Киберпонедельник" для компании, и ожидания от акции позитивные, ведь это возможность при небольшом маркетинговом бюджете привлечь новых покупателей, увеличить траффик на сайт и объем продаж. Потребители же, в свою очередь, смогут приобрести необходимый товар с хорошей скидкой. "Мы рассчитываем, что в киберпонедельнике примут участие люди, которые по тем или иным причинам не успели приобрести технику в декабре", - сообщили в пресс-службе компании, добавив, что "Юлмарт" предложит скидки на и на те товарные категории, которые не относятся к бытовой технике и электронике, а потому "в "Киберпонедельник 2015" каждый сможет найти в "Юлмарте" выгодное предложение для себя".
"Юлмарт": В "Киберпонедельник 2015" каждый сможет найти в "Юлмарте" выгодное предложение для себя
Что ж, как видим, представители ритейлеров крайне осторожны в своих обещаниях. Тем более интересно посмотреть, чем же обернется "Киберпонедельник-2015".
Эксперт АКИТ Елена Кутарова, между тем, напоминает: известные онлайн-агрегаторы ритейлеров могут показывать цены ниже распродажных, что объясняется самим принципом работы агрегатора, показывающего ценовые предложения как добросовестных, так и недобросовестных игроков рынка. Владельцы недобросовестных магазинов не платят обязательные пошлины, уклоняются от уплаты налогов и "белых" зарплат. Как правило, они не вкладываются в логистику, хранение товаров и т.д. Поэтому цены на товары в таких магазинах существенно ниже. В то же время, покупатель рискует не получить товар вовремя, не имеет гарантии качества, а также возможности обменять товар или вернуть его. Ответственность за выбор магазина целиком и полностью лежит на покупателе.
Кроме того, покупателю, участвующему в акции "Киберпонедельник", следует понимать, что при оформлении покупки здесь будут действовать те же правила, что и в обычные распродажные периоды, то есть основными факторами будут скорость и время. Ажиотаж и рекордный трафик непременно будут диктовать свои условия, а популярные гаджеты будут заканчиваться быстрее всего. Любой акционный товар ограничен. Запасы на складах товаров онлайн-магазинов заканчиваются так же быстро, как и во время распродаж в офлайн-магазинах. Отличие только в том, что в офлайн-магазине покупатель видит пустую полку с такого рода товаром и понимает, что его уже нет в наличии, а в интернет-магазине этого увидеть нельзя, поэтому создается впечатление о том, что его еще достаточно. Информация на сайте магазина о том, что товара уже нет, может появиться с небольшим опозданием. Следовательно, гарантом отхватить хороший товар по хорошей цене (если таковой, конечно, будет) может быть только ваше горячее стремление: кто первый встал, того и тапки.
Hi-Tech.Mail.Ru внимательно следит за проведением акции "Киберпонедельник" в России и информирует читателей о самых интересных предложениях и событиях, связанных с тотальной распродажей электроники в специальном разделе.