Симулятор вождения помог найти «шестое чувство»

Ученые установили, что «шестое чувство», которое помогает избежать аварий и других критических ситуаций, действительно существует. Предложив добровольцам пройти испытания на симуляторе вождения автомобиля, они пришли к выводу, что функции интуиции выполняет передней поясная извилина, сообщает EurekAlert.

SMS небезопасны

В рамках эксперимента специалисты Хьюстонского университета и Техасского института транспорта предложили 59 добровольцам сесть за руль симулятора и проехать один и тот же отрезок пути четыре раза. На одном из этапов водителя ничего не отвлекало, на других добровольцам предлагали решать задачи в уме, отвечать на вопросы или на текстовые сообщения. Этапы выбирались для каждого участника в случайном порядке.

Фото: Eric Chan / Flickr / CC BY 2.0

В трех этапах, которые сопровождались отвлеканием водителя от управления виртуальным автомобилем, добровольцы проявляли нервозность. Однако риск попадания в аварию серьезно повышался, только когда за рулем набирали SMS. Другие же отвлекающие факторы, напротив, заставляли вести авто аккуратнее.

В чем дело

Авторы эксперимента полагают, что водители, которых отвлекали вопросами и задачами, демонстрировали более аккуратное вождение за счет активизиции работы передней поясной извилины. Эта область мозга играла роль своеобразного «корректора ошибок» и позволяла избежать конфликта между сенсомоторными, эмоциональными и когнитивными факторами.

Конфликт является основной причиной нервозности и повышает у человека уровень физиологического стресса. Он проявляется реакцией «бей или беги», которая в данном случае выражается подергиванием рук на руле.

Корректируя положение рук, передняя поясная извилина обеспечивает более стабильное вождение. Но для её активизации нужно, чтобы глаза смотрели на дорогу, а не в экран смартфона.

Если же водитель не видит дороги, мозг не исправляет отклонения руля, и это увеличивает риск аварии. В будущем ученые планируют создать системы, которые будут дополнять переднюю поясную извилину – сообщать об опасном отклонении руля и повышенной вероятности аварии.