Эксперты рассказали, зачем нужен новый закон о дронах

Hi-Tech Mail.ru продолжает разбираться в тонкостях нового закона о дронах, обязывающего регистрировать все беспилотники весом больше 250 г. О том, почему такой закон необходим, нам рассказали представитель отвечающей за безопасность полетов «Госкорпорации по ОрВД» Николай Ивашов, а также руководитель отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Немного статистики

Олег Пантелеев уверен, что введение этого закона — один из немногих случаев, когда власти сработали на опережение и решили подготовить закон, регламентирующий деятельность в новом и бурно развивающемся сегменте, ещё до того, как граждане «наломают дронов».

Первое решение было предсказуемым: силовики решили, что есть угроза. Поэтому воздушные суда надо поставить на учёт, операторов надо тоже пересчитать и каждый шаг нужно согласовывать. Послабление для совсем уж игрушечных дронов было явно формальным.

Николай Ивашов подкрепляет это мнение статистикой. Согласно словам эксперта, в 2016—2017 годах участились случаи нарушения порядка использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами. В прошлом году — 41 случай, а за период с января по май 2017 года — уже 28 случаев. В большинстве случаев это были полностью несанкционированные полеты БПЛА, создававшие реальную опасность.

Дроны против закона

  • В марте и ноябре 2016 года в аэропорту Шереметьево неопознанное БВС произвело несанкционированный полет с пересечением двух ВПП и последующим облетом производственных зданий аэропорта. В мае 2017 в аэропорту Шереметьево вновь был зафиксирован полет БВС над местом стоянки самолетов No 84
  • В мае 2016 года в районе г. Екатеринбурга при проведении тренировки воздушной части парада в честь празднования Дня Победы экипаж вертолета ведущего группы обнаружил опасное приближение к правому борту квадрокоптера, в связи с чем был вынужден выполнить маневр по уходу от столкновения.
  • В марте 2017 года в 20 км севернее г. Новосибирска от дежурного офицера поступила информация о наблюдении пролёта БПЛА через запретную зону военного полигона на высоте 50 м в направлении с юга на север. Заявок на использование воздушного пространства запретной зоны не поступало, разрешений не выдавалось.
  • В мае 2017 года при производстве демонстрационного пролета «Бессмертная эскадрилья» в районе Ерофей Арены (г. Хабаровск) в зоне ответственности Хабаровского ЗЦ ЕС ОрВД водитель автомобиля запустил неустановленный дрон прямо в строй самолетов.
  • В конце июня 2017 года при заходе на посадку в районе аэродрома Сургут экипаж самолёта B-737-800 доложил о наблюдении квадрокоптера, мешавшего снижению борта. План полета и разрешение на ИВП отсутствовали.

Когда стали появляться и тем более стали доступными, а следовательно и массовыми дроны, ситуация потребовала каких-то решений со стороны госорганов. Олег Пантелеев:

Силовики задумались о том, что дрон — идеальное оружие для террористов, и даже если у человека нет злого умысла, недостаточная квалификация может стать причиной тех или иных действий, которые приведут к плачевным результатам: тут недалеко и до столкновения дрона с самолётом.

«Мир захватывают игрушечные машинки»

Николай Ивашов подчеркивает, что полеты коптеров во время массовых мероприятий над скоплением людей в случае отказа управления и падения аппарата в толпу, могут закончиться трагически. Примеров несанкционированных запусков незарегистрированных БПЛА, техническое состояние которых вызывает вопросы, во время массовых мероприятий в различных городах достаточно. Олег Пантелеев развивает мысль:

Все понимают, что летательный аппарат массой в 30-50-100 кг, а то и несколько тонн, должен быть корректно интегрирован в существующую систему управления воздушным движением, он должен подчиняться существующим правилам. И в то же время все понимают, что владельцы игрушек стоимостью в пару тысяч рублей и весом в сотни граммов не будут каждый раз отправлять информацию о планируемом вылете, хотя бы потому, что такие вещицы часто дарят детям, а дети хотят играть, когда им приспичит, а не когда от неизвестного дяди будет получено разрешение.

Что нас ждет в будущем?

Олег Пантелеев уверен, что если беспилотный летательный аппарат получит оборудование, которое в режиме реального времени будет передавать (в стандартном формате) сигнал о своём местоположении, если для операторов беспилотников будут написаны простые приложения для смартфонов, если взаимодействие между операторами и диспетчерами будет максимально автоматизировано, то проблема будет снята. Скоро уровень развития технологий позволит автоматизировать операции и упростить коммуникации и сделать это без огромных затрат для пользователей. Однако, для того, чтобы это произошло, сначала должна сформироваться правовая база: от констатации, что необходим определённый порядок взаимодействия, до стандартов, в которых будет указано, как кодируются сигналы, какие сведения и куда передаются, как должны быть защищены каналы связи и проч.

Таким образом, по мнению экспертов, в контексте наметившейся тенденции введение обязательной регистрации для всех дронов независимо от веса должно оказать положительное влияние на ситуацию.

Если вы хотите узнать больше о «начинке» дронов DJI рекомендуем почитать статью «Чем меньше дрон, тем дороже ремонт?», а о тонкостях российского законодательства в отношении беспилотников читайте материал «Беспилотники против закона».

Автор: Григорий Матюхин