Можно ли вернуть деньги обманутым покупателям iPhone: мнения экспертов

Вокруг ситуации с интернет-магазином S-A-S (Sales American Store), который предлагал iPhone 6 по цене, ниже официальной, продолжают кипеть страсти. Два дня назад, 27 октября, тысячи клиентов магазина обнаружили, что его сайт недоступен, а офис – пустует. Смогут ли они вернуть деньги или так и останутся ни с чем? Эксклюзивный ответ на этот вопрос Hi-Tech.Mail.Ru получил у экспертов.

Председатель ОЗПП «Росконтроль» Александр Борисов считает, что возможность вернуть деньги в такой ситуации очень невысока и раскрывает перед нами структуру хищения, по которой работала S-A-S: «Магазин объявляет о бросовых ценах на популярную марку телефона. Безусловно, продавец сбывает его по цене ниже закупочной, то есть работает себе в убыток. Для чего? Для того, чтобы привлечь как можно больше клиентов. То есть, сначала магазин инвестирует собственные средства в хищение для вовлечения большего количества клиентов, а когда привлекает некую критическую массу и собирает деньги, перестает существовать. Трудно сказать, классическая ли это пирамидальная схема по типу МММ или усовершенствованная модель».

«В классической пирамиде охват аудитории и сбор денег происходил за счет выплат первым и последующим клиентам из денег вновь привлеченных, учитывая, что организация ничего не производила и никуда деньги не инвестировала, - объясняет Александр Борисов, - В случае с магазином мобильных телефонов, скорее всего, произошла трансформация классической пирамиды по принципу привлечения, поскольку имели место инвестиции, вложенные в хищение. То есть на начальных этапах магазин работал себе в убыток. Это не просто хищение, это разработанная бизнес-модель, с этапами, степенью вовлечения, прогнозами и методами доведения до результата».

В случае обмана Борисов советует обращаться в правоохранительные органы с официальным заявлением и приложенными к нему документами о покупке (выписка со счета о транзакции, скриншоты со страницы заказов, уведомлений на электронную почту и т.д.). Если в рамках возбужденного уголовного дела будет произведен арест имущества, возвратить потраченные деньги будет просто, если нет, то весьма проблематично, учитывая низкую заработную плату сидящих в российских колониях.

«Я хотел бы заметить, что потребители сами создают подобные проблемы. Одно дело – заплатить деньги за товар, другое – за обещание его вам привезти. В данном случае люди платили за обещание, а это деньги на ветер», - сопредседатель национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

В том, что, S-A-S, скорее всего, работал по заранее продуманной схеме, уверен и сопредседатель национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин. Он сочувствует покупателям, ведь вернуть деньги будет просто неоткуда, потому что сама фирма могла быть оформлена на подставных лиц, да и сам задержанный директор так же может оказаться подставным. Если он все же фактический директор S-A-S, то в суде он может придумать любые объяснения и избежать, таким образом, уголовного наказания.

«Представьте: дешевизну гаджетов он объяснит персональными скидками от главы КНР, потом добавит, что поругался с ним и товар в итоге ему не выслали, то есть обман получился непреднамеренным», - приводит пример Алексей Егармин. «Тут налицо - технология обмана, где недобросовестные предприниматели сыграли на жадности и массовом психозе. И процент возвращения денег людям настолько низок, что я даже не буду его озвучивать, увы. Я хотел бы заметить, что потребители сами создают подобные проблемы. Одно дело – заплатить деньги за товар, другое – за обещание его вам привезти. В данном случае люди платили за обещание, а это деньги на ветер», - резюмирует эксперт.

Аналогичное мнение высказывает и Антон Матюшенко, юрист Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры». «Если говорить о гражданско-правовых отношениях, то человек, чьи права были подобным образом нарушены, вправе требовать деньги за неисполненный заказ. Но будут ли они у ответчика на счету? Да, возможен самый оптимистичный вариант: директора находят, и он соглашается возместить убытки потребителям добровольно. Но, повторюсь, это оптимистично. А по факту, даже если руководство найдут и накажут, не факт, что у них будет хоть какое-то имущество. И что в таком случае с человеком сделаешь? Да ничего. Он просто скажет: я бы очень хотел всем все вернуть, вот только денег у меня нет. Плюс к этому сам судебный процесс будет длиться не менее шести месяцев. Конечно, есть множество нюансов, но шансы вернуть деньги у покупателей, прямо скажем, небольшие».

Юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов вспоминает аналогичную ситуацию, произошедшую несколько лет назад с Bigbuzzy, которая сумела доказать, что не собиралась никого обманывать. В случае же с S-A-S, даже если дело квалифицируют как мошенничество по статье 59-й УК РФ, директору фирмы вряд ли грозит оказаться за решеткой. Занимался ли он сам лично выводом денег, может показать только проверка. «Потребителю нужно начать с того, что обратиться в органы внутренних дел, которые такую проверку и могут организовать. Это поможет понять, что вообще происходит с компанией», – советует Денис Ульянов. «Но есть еще несколько нюансов. Во-первых, если сроки поставки не нарушены, то это помешает покупателям доказать неправоту компании. Во-вторых, вопреки распространенным в интернете коллективным искам, иски о гражданке подаются только индивидуально, объединяет истцов уже суд», – добавляет эксперт. Но смогут ли покупатели вернуть деньги, если вина руководства S-A-S будет доказана? Лишь в одном случае: если будет, что возвращать.

В связи с данным происшествием Hi-Tech.Mail.Ru провел опрос среди читателей и выяснил, что россияне часто сталкиваются с мошенничеством в интернете.