«Рынок мобильных телефонов завершил год на очень позитивной ноте, которую вызвал рост в сегменте смартфонов устройств низкой ценовой категории», отмечает Каролина Милэнези, директор по исследованиям Gartner. «Продажи смарфонов в 4-м квартале 2009 года составили 53,9 миллиона единиц, что на 41,1% выше аналогичного периода прошлого года. Итоговые цифры 2009 года – 172,4 миллионов проданных смартфонов, что выше результатов 2008 года на 23.8%. Наиболее смартфоно-ориентированными вендорами Gartner считает Apple и Research In Motion (владелец брэнда Blackberry). В ушедшем году они успешно отвоевали долю на рынке у других крупных производителей, заняв в итоге 14.4 % и 19.9 % мирового рынка смартфонов соответственно».
Интенсивная конкурентная борьба в течение 2009 года сказалась на средней цене мобильных устройств. Чтобы быть конкурентоспособными на фоне неизвестных и соответственно недорогих брендов, лидирующие производители телефонов были особенно уступчивы на рынках Индии и Китая. При этом в странах с более зрелым и сформированным рынком они также придерживались политики формирования конкурентных цен, правда это уже с целью завоевания дополнительной рыночной доли. По ожиданиям Gartner ценовая политика в течение 2010 года стабилизируется.
У трех вендоров из пятерки мировых лидеров по итогам 2009 года было отмечено падение продаж. Так за 2009 год компания Nokia реализовала 441 миллион трубок, что на 2,2% ниже, чем по итогам 2008 года. Несмотря на тот факт, что по итогам продаж в последнем квартале 2009 года компания Nokia превзошла ожидания других пресдтавителей рынка, средняя стоимость смартфонов компании демонстрирует, что Nokia продолжает испытывать трудности на почве конкуренции с прочими игроками, представленными в сегменте смарфтонов. Вполне может получиться, что Nokia столкнется появлением новых устройств только во второй половине 2010 года. Связано это с тем, что платформа Symbian все еще усовершенствуется, а устройства на MeeGo будут готовы как раз ко второму полугодию. Позиции компании в среднем ценовом сегменте очень устойчивы благодаря полноценному продуктовому портфелю. А вот продукты класса high-end по-прежнему представлены слабо.
А вот компания Samsung по праву может считаться абсолютным победителем: рыночная доля бренда с 2008 выросла на 3,2 процента. Секрет успеха в основном в улучшении каналов дистрибуции и насыщенной продуктовой линейке моделей среднего ценового сегмента. В отношении планов на текущий 2010 год компания Samsung делает акцент на внедрение в новые устройства мобильной платформы Bada.
Печальнее всего дела обстоят, пожалуй, у компании Motorola: за 2009 год продать удалось чуть более половины того, что было реализовано в 2008 году. А рыночная доля компании упала на рекордные 4,8%. Такую серьезную потерю рыночной доли можно объяснить тем, что производитель перестал фокусироваться на сегменте доступных массовых устройств. При этом серьезным барьером для компании продолжает оставаться низкая осведомленность о марке за пределами Американского рынка.
На рынке смарфонов лидерство удержала операционная система Symbian, правда за 2009 год ее доля сократилась на 5,4%. Давление со стороны конкурентов в лице RIM и Apple, а также прогрессирующее ослабление продаж устройств high-end класса на рыночной доле Symbian сказываются крайне негативно.
На Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне Symbian Foundation заявила о том, что Symbian становится открытой платформой. Symbian v3 должна быть доступна уже в конце первого квартала текущего года. А первые устройства на новой версии операционной системы появятся вероятнее всего к третьему кварталу. Следующую версию - Symbian м4 – обещают продемонстрировать к концу 2010 года.
По мнению Gartner, в течение 2009 года лучше всего на мировой арене выступили Android и Apple. Так, операционная система Android достигла увеличения своей рыночной доли на 3,5%, в то время как рыночная доля компании Apple выросла на 6,2% по сравнению с прошлым годом.
Анна Феоктистова