Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
, Источник: BBC News Русская служба

Грозит ли миру хаос, если откажет система GPS?

Многие отрасли, от которых зависит экономика и жизнь людей, не смогут функционировать, если вдруг перестанет работать система глобального позиционирования (GPS), но у человечества нет экстренного плана действий на этот случай.

Что произойдет, если система глобального позиционирования GPS вдруг перестанет работать?

Фото: Depositphotos

Прежде всего, добираясь из пункта А в пункт Б, нам придется включить мозг и обратить внимание на окружающую нас местность.

Возможно, это было бы не так уж плохо: мы бы реже въезжали в тупики и речки, что вполне возможно, если полностью довериться навигаторам.

У каждого есть своя любимая история об идиотской ситуации, в которую люди попали благодаря GPS.

Моя — про чету шведов, которые ошиблись в написании итальянского острова Капри и оказались в сотнях километров от него, в городке Карпи, удивляясь, куда подевалось море.

Но это исключение. Обычно GPS помогает нам не потеряться.

Фото: Depositphotos

Если бы система отказала, дороги были бы запружены водителями, притормаживающими, чтобы прочитать дорожные указатели или свериться с картами.

Если вы предпочитаете железную дорогу, знайте, что без GPS на вокзальном табло не будет информации о прибывающем поезде.

Позвоните в службу такси и вы услышите, как диспетчер пытается определить местонахождение своих водителей. Откройте приложение Uber и... Ну, вы поняли.

Без GPS экстренным службам придется туго: они не смогут определить адрес звонящего по местоположению телефона и не найдут ближайшую карету скорой помощи или полицейский патруль.

Бог весть что творилось бы и в портах, ведь чтобы разгружать корабли, кранам тоже нужен сигнал GPS.

Полки в магазинах начнут пустеть из-за срыва своевременных продовольственных поставок. Без сырья встанут заводы.

Сельское хозяйство, строительство, рыбный промысел, геодезия — это лишь некоторые из отраслей, которые, согласно докладу правительства Великобритании, первое время будут нести общие убытки в 1 млрд долларов в день, если откажет система GPS.

Фото: precisionagricultu.re

Если же сбой продлится более пяти дней, нам пора будет начинать волноваться об устойчивости других систем, связь которых с GPS неочевидна обывателю, привыкшему рассматривать ее только как средство геолокации.

В основном так оно и есть, но GPS — еще и служба точного времени.

Система GPS состоит из 24 спутников, каждый из которых оснащен часами, синхронизированными до долей секунды.

Когда ваш смартфон с помощью GPS определяет ваше местоположение на карте, он использует сигналы с некоторых из этих спутников и делает расчеты исходя из того, когда был послан сигнал и где в тот момент находился спутник.

Неточность в часах спутника хотя бы в одну тысячную долю секунды приведет к ошибке в определении вашего местоположения на 200−300 километров.

Так что, если вам нужны сверхточные данные о времени, GPS вам в помощь.

Или возьмем, к примеру, мобильные телефонные сети: ваши звонки не сливаются с другими благодаря системе мультиплекс — данные фиксируются по времени, кодируются, а потом раскодируются на другом конце.
 

Фото: Depositphotos

Сбой в стотысячную долю секунды приведет к проблемам в банковских транзакциях, на биржевых торгах, в работе электросетей, цифрового телевидения, облачных хранилищ.

Все эти сферы напрямую зависят от синхронизации по времени различных геолокаций.

Если GPS выйдет из строя, насколько хорошо и как долго резервные системы будут поддерживать все эти функции? Ответ не очень обнадеживающий: никто не знает.

Недаром GPS называют невидимой, но бесценной поддержкой. Оценить ее в долларах стало почти невозможно.

Как пишет Грэг Милнер в своей книге «Точная цель: как GPS изменил нашу жизнь», это то же самое, что спрашивать, насколько ценен кислород для нашего дыхания.

Это удивительная история для изобретения, поначалу нашедшего поддержку только у армии США, потому что с его помощью можно было бомбить людей.

Впрочем, и у военных не было полной уверенности, что оно им нужно.

Самая распространенная реакция на новую разработку была такая: «Я знаю, где я. Зачем мне нужен этот чертов спутник, чтобы сказать мне, где я?».

Разработчики GPS (слева направо) Ричард Шварц, Брэд Паркинсон, Джеймс Спилкер-младший и Хьюго Фрюхауф были удостоены премии королевы Елизаветы II в области инженерного дела. Фото: BBC

Первая версия GPS была запущена еще в 1978 году, но лишь с началом войны в Персидском заливе 1990 года скептики начали к ней присматриваться.

Когда операция «Буря в пустыне» начала полностью оправдывать свое название и из-за стены песка видимость упала до пяти метров, военные прибегли к помощи GPS, которая позволяла им отмечать заминированные зоны, возвращаться на базу к источнику воды и не попадать на линию перекрестного огня.

Фото: af.mil

GPS оказалась настолько жизненно необходимой, а устройств с этой системой было так мало, что солдаты просили родных в Америке купить им эти гаджеты в магазине. Так военным переслали более тысячи устройств GPS.

Почему же, спросите вы, ВВС США позволили GPS стать программой всеобщего пользования, учитывая ее незаменимость в военных операциях? Правда в том, что они этого не хотели, но ничего не смогли поделать.

Военные пытались добиться того, чтобы спутники посылали два сигнала — точный для их собственного использования и более приблизительный для гражданского населения.

Но компании-потребители научились улучшать качество нечетких сигналов. Экономический рост, возникший благодаря возможностям GPS, становился все более очевидным.

В 2000 году президент США Билл Клинтон смирился с неизбежным и дал распоряжение обеспечить доступ к высокоточным сигналам всему населению.

Американские налогоплательщики ежегодно платят миллионы долларов, необходимые для поддержания работы GPS, спасибо им за это большое. Но так ли разумно для всего остального мира полагаться на то, что их щедрость будет бесконечной?

Кроме того, GPS — не единственная глобальная спутниковая система позиционирования.

Существует еще российская система ГЛОНАСС, хотя она не так хороша. У Китая и ЕС тоже есть свои весьма продвинутые проекты — «Бэйдоу» и «Галилео» соответственно. Япония и Индия также занимаются разработкой своих систем.

Эти альтернативные системы могут помочь преодолеть типичные для GPS проблемы. Но они также могут сыграть разрушительную роль в будущих военных конфликтах: представьте себе, как противник сбивает цели, если ваша система навигации отключилась и все перешло в режим оффлайн.

Достаточно сильная солнечная буря, кстати, может стать причиной такой же катастрофы.

Фото: Depositphotos

Существуют наземные альтернативы для базирования навигационных систем. Главная радионавигационная система наземного базирования называется eLoran, но она не может покрыть весь мир.

Кроме того, одним странам приходится тратить гораздо больше денег и усилий, чем другим, для развития их национальных систем.

Одно из преимуществ eLoran — мощность сигнала. Сигналы GPS, проделав путь в 20 тыс. километров к Земле, поступают к нам настолько слабыми, что специалистам легко заглушить их помехами или даже подделать сигнал.

Люди, которым платят за решение этих проблем, в последнюю очередь думают об апокалиптическом развитии событий, когда однажды мы проснемся, а все системы в оффлайне.

Их больше беспокоит, какой урон могут нанести террористы или недружественные страны, посылая ложные сигналы на приемники GPS.

Профессор инженерии Тодд Хамфрис доказал, что фальшивые сигналы могут обрушить дроны и изменить курс морских лайнеров. Он опасается, что таким же способом можно сжечь электросети, нарушить работу мобильных сетей и обрушить фондовые рынки.

Дело в том, что мы пока не знаем, какой урон могут нанести ложные GPS-сигналы.

Давайте спросим у тех шведских туристов в Карпи, и они вам скажут: потеряться — это одно, но получать неверные сигналы и ошибочно думать, что вы знаете, где находитесь — совсем другое.
 

Во время загрузки произошла ошибка.
BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. "BBC News Русская служба" не несет ответственности за их содержимое.
Поделись с друзьями — нажми одну из кнопок ниже!
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Комментарии
33
Ady Odyssey
Для этого и создан Глонас и БайДу... И... к счастью к нас каждый утюг не использует GPS - где нужно и не нужно....Обойдёмся легко
СсылкаПожаловаться
Dmitry M
В ответ на комментарий от eLeFury История переписки2
eLeFury
Старперы пожаловали..Ваш Рубин-714 сломался что ли, что вы сюда ересь пришли писать?
СсылкаПожаловаться
Рубин-714 этот цветной, судя по фоткам)))... А тут похоже пахнет телеком с линзой, наполненной водой...
СсылкаПожаловаться
Dmitry M
В ответ на комментарий от Halcyon
Halcyon
Да ни чего в моей жизни не изменится,как жил без ... ,так и буду жить!
СсылкаПожаловаться
Значит Вы не в мегаполисе живете. И не выезжаете за пределы своего места жительства. А живущие в крупных городах, с пробками или просто выезжающие за границу взгрустнут не по-детски. Смартфон с GPS сегодня позволяет в любом городе мира не заблудиться и чувствовать себя намного увереннее. Это удобно.
СсылкаПожаловаться
Dmitry M
В ответ на комментарий от Шилов Егор Петрович
Шилов Егор Петрович
Не так давно ездили безо всяких навигаторов, научитесь бумажной картой пользоваться, если не совсем тупы.
СсылкаПожаловаться
ну у меня тоже в багажнике где-то под ковром болтается))) Вопрос в другом - что удобнее использовать *сегодня* ? Бумажную карту или смартфон.
СсылкаПожаловаться
Dmitry M
В ответ на комментарий от Александр Кошелев
Александр Кошелев
Сигналы GPS, проделав путь в 20 тыс. километров к Земле... Да чего уж там, нужно было еще и миллион вписать смело. 3,14 так 3,14здеть. А на одно слово больше - больше денег за материал.
СсылкаПожаловаться
А у Вас Вики еще не заблокирована? Или Вы уже в Чебурнете? Вопрос без подколки, вроде как уже потихоньку внедряют на территории страны в ряде регионов. Если
Вики доступна, зайдите и наберите GPS, дальше раздел "орбиты спутников".
СсылкаПожаловаться
Dmitry M
В ответ на комментарий от Lexx
Lexx
"Возможно, это было бы не так уж плохо: мы бы реже въезжали в тупики и речки, что вполне возможно, если полностью довериться навигаторам". Совсем без навигации? Реже, чем с навигацией? Более бредового бреда не слышал.
А раньше как люди жили без спутниковой навигации, интересно?
СсылкаПожаловаться
менее удобно. Гораздо менее удобно. Я начал использовать GPS когда он был исполнен в виде отдельной коробочки, цепляющейся по Bluetooth к палму (смартфонов еще не было в природе). И ездить стало на порядок удобнее, в незнакомые места особенно. А сегодня навигация с пробками - единственный способ понять как ехать и ехать ли вообще сейчас или лучше подождать час другой... Автор прав в том плане, что мы сейчас как должное воспринимаем некоторые блага цивилизации, а лишившись их сразу поймем их ценность. К хорошему привыкаешь быстро. Хотя это не отменяет того факта, что многие вещи сегодня разрешают перестать думать вообще о чем либо за рулем))) Если машина с автоматом, да еще и с системой контроля полосы, адаптивный круиз контроль + система предотвращения столкновений + система распознающая дорожные знаки и вот ко всему этому великолепию еще и GPS, подсказывающий куда поворачивать... Расслабляет))) По любому - это прогресс. И не за горами полный автопилот. Когда-нибудь и до нас дойдет)))
СсылкаПожаловаться
Dmitry M
В ответ на комментарий от Сямисэн
Сямисэн
То есть ГПС - это пуп мира, а то, что есть довольно развитый уже ГЛОНАСС, европейский Галилео, китайцы чего-то там мутят - это ничто не значит? Это нормальная статья или тупо перевод американской?
СсылкаПожаловаться
За Галилео не скажу - не знаю. Про Байду (название то какое))) - тоже. А про ГЛОНАСС плавали, знаем... Когда люди пытаются использовать систему (которую, кстати, принудительно заставили устанавливать во все продаваемые в стране автомобили новые автомобили, и, естественно не в убыток себе), оператор не может определить локацию обращающегося и требуют назвать адрес, куда высылать оперативные службы. Недоработана еще система. Сырая. Не работает, как надо, даже на территории России. И тут есть два пути. Первый - говорить, что система сырая и ее надо дорабатывать. И второй - говорить, что она лучшая в мире и доработок не требует. Второй подход - позиция страуса, который голову в песок прячет. Эффективность та же. Вы за конструктивную критику или умалчивание имеющихся проблем?
СсылкаПожаловаться
Шилов Егор Петрович
Не так давно ездили безо всяких навигаторов, научитесь бумажной картой пользоваться, если не совсем тупы.
СсылкаПожаловаться
Lexx
"Возможно, это было бы не так уж плохо: мы бы реже въезжали в тупики и речки, что вполне возможно, если полностью довериться навигаторам". Совсем без навигации? Реже, чем с навигацией? Более бредового бреда не слышал.
А раньше как люди жили без спутниковой навигации, интересно?
СсылкаПожаловаться
Сергей
"без GPS на вокзальном табло не будет информации о прибывающем поезде" и т.д. Как же прибывали поезда и разгружались корабли лет 70 назад?
СсылкаПожаловаться
дмитрий
Есть Глонасс-а если откажет ГПС то США потеряют контроль над узниками Гуантанамо..узники вырвутся на свободу и разбегутся..а потом захватят Пентагон
СсылкаПожаловаться
FCSM
Ни когда GPS не пользовался
СсылкаПожаловаться
--
В ответ на комментарий от Сямисэн
Сямисэн
То есть ГПС - это пуп мира, а то, что есть довольно развитый уже ГЛОНАСС, европейский Галилео, китайцы чего-то там мутят - это ничто не значит? Это нормальная статья или тупо перевод американской?
СсылкаПожаловаться
Это тупо перевод американской статьи. Причем статьи довольно однобокой, в духе США. Что будет, если отключить GPS? ДА НИ-ЧЕ-ГО не будет, ибо чипы современные, которые производятся, сразу поддерживают все системы:
- GPS
- ГЛОНАСС
- BaiDu(Китайцы)
- Галилео(Европейцы)
Вы даже не заметите, да и никто не заметит, если вдруг GPS отключат.
СсылкаПожаловаться
Александр Кошелев
Сигналы GPS, проделав путь в 20 тыс. километров к Земле... Да чего уж там, нужно было еще и миллион вписать смело. 3,14 так 3,14здеть. А на одно слово больше - больше денег за материал.
СсылкаПожаловаться
Невозмутимый
Что будет, а будет так: едете вы по центру Москвы, подъезжаете к так называемому парку "Зарядье" и ваш навигатор сходит с ума, полностью перестает показывать маршрут в течении нескольких минут когда вы покинете зеленый круг и проедете свой поворот...Тоже было когда я вечером ехал мимо ЗИЛ, там небожители устроили ночное мероприятие, но дорогу я знал, мне главное что б скорость не превышать включаю навигатор...в общем будем ездить по картам как в старые добрые времена.
СсылкаПожаловаться
Пронин Николай Геннадиевич
Что будет, что будет... Хана киргизским таксистам будет, вот что будет. Дорогу от метро "Речной вокзал" до Шереметьево не найдут.
СсылкаПожаловаться
серый
Вот жили раньше без спутниковой навигации! Неприятно конечно будет но это не самая большая угроза! Сечас реально с китая вирус может попасть. Вот это угроза. Вот и пожалеем что нет железного занавеса
СсылкаПожаловаться
MiShell
Очередной бред безграмотного журналиста ! Глупостей в статье написано столько,что перечислять их охота пропадает - надо такую же антистатью писать. Вывод - Никогда не слушайте журналистов, людей с филологическим образованием и абсолютно не разбирающихся в высоких технологиях. Особенно, когда они про эти технологии пытаются что-нибудь умное сказать.
СсылкаПожаловаться
LEXX
В ответ на комментарий от Замалетдинов История переписки2
Замалетдинов
может, вы выйдете за дверь и там поспорите, не привлекая остальных?
СсылкаПожаловаться
А может, вы научитесь уже командовать своей женой, вместо того, чтоб задавать дурацкие вопросы? Профильная тема - профильные вопросы и обсуждения.
СсылкаПожаловаться
Замалетдинов
В ответ на комментарий от LEXX
LEXX
В смысле "ГЛОНАСС" не так хороша"? А ничего, что она точнее?
СсылкаПожаловаться
может, вы выйдете за дверь и там поспорите, не привлекая остальных?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас