Что не так с украинским суперпоездом?

21 февраля 2018 года в Украине громко анонсировали начало строительства Hyperloop — вакуумного поезда, идею которого впервые предложил Илон Маск. Прошел год — а воз и ныне там?

«Только три слова: Hyperloop в Украине», — таким было первое сообщение о грядущем появлении украинского суперпоезда. Уже через несколько дней объявили о том, что первая испытательная площадка украинского Hyperloop будет построена в городе Днепр. Ее протяженность должна составить всего 500 метров, но это будет важным шагом в развитии проекта сверхскоростных вакуумных поездов.

Спустя год сделано немногое. Определено место для строительства, создано технико-экономическое обоснование проекта. Подписан меморандум о сотрудничестве с американской компанией Hyperloop Transportation Technologies и получено одобрение от местной Академии Наук. А сам поезд-то когда?

Сядут ли в такой поезд жители Украины? Фото: Wired
Сядут ли в такой поезд жители Украины? Фото: Wired

Экономист Алексей Кущ считает, что проект «Hyperloop UA» рискует умереть, не родившись. По словам Куща, для того, чтобы «отмыть денег», вполне достаточно громких обещаний и технико-экономического обоснования. «Для начала надо за бюджетные средства профинансировать проектную стадию. Как правило, появляются десятки проектов на сотни миллионов, — рассказывает эксперт. — На выходе — затраты государственных средств на сотни миллионов и пара файлов никому не нужного бумажного спама».

Владимир Омелян, тот самый министр инфраструктуры, с твита которого все и началось год назад, вообще утверждает, что проект сверхскоростного поезда — он как бы не совсем о сверхскоростном поезде. «Дело не в том, поедет Hyperloop или нет, — утверждает чиновник. —Это шанс [... ] вспомнить, что мы нация умных, современных людей».

В ближайшие несколько лет украинцам придется ездить на таких поездах. Фото: Proud of Ukraine
В ближайшие несколько лет украинцам придется ездить на таких поездах. Фото: Proud of Ukraine

В Украинском институте будущего уже подсчитали, что трасса Hyperloop Киев — Одесса обойдется в 3,6 миллиарда долларов. Для сравнения: весь бюджет местного министерства инфраструктуры составляет 2,8 миллиарда. Не долларов — гривен. Похоже, что если уж строительство стартует, то разворовать государственные деньги просто не получится. Так что Министерство инфраструктуры активно ищет иностранные инвестиции.

Что ж, пока что проект Hyperloop жив, и не собирается умирать. Жители Украины активно предлагают маршруты для суперпоезда, а украинские специалисты активно ведут консультации с иностранными. Будет ли Hyperloop конкурентоспособным? С учетом того, что запуск первых поездов планируется лет через 10, этого никто не скажет. К этому моменту авиабилеты могут подешеветь настолько, что смысла в вакуумных поездах не будет — как не будет и смысла людям «работать в Киеве, а жить в Одессе».

И все же о будущем нужно мечтать. Может, проект Hyperloop и не превратится в работающий поезд — но даст новые технологии, материалы и компьютерные программы. Возможно, не только для соседней страны, но и для всего мира.

Это тоже интересно: